Переиздание книги Дмитрия Николаевича Ломана «Царь-миротворец. Александр III. Император Всероссийский» мы посвящаем светлой памяти Государя Императора Александра Александровича, основателя Императорского Православного Палестинского Общества, а также торжествам 130-летия со дня основания ИППО (1882-2012 гг.).
В книге рассказывается об Императоре Александре III. Его значение в истории России сумел оценить выдающийся ученый Дмитрий Иванович Менделеев: «Миротворец Александр III предвидел суть русских и мировых судеб более и далее своих современников. Люди, прожившие его царствование, ясно сознавали, что тогда наступила известная степень сдержанной сосредоточенности и собирания сил, направленных от блестящих, даже ярких преобразований и новшеств предшествующего славного царствования - к простой обыденной внутренней деятельности. Мир во всем мире, созданный покойным императором, как высшее общее благо, и действительно укреплен его доброю волею в среде народов, участвующих в прогрессе. Всеобщее признание этого ляжет неувядаемым венком на его могилу и, смеем думать, даст благие плоды повсюду».
В правление Александра III престиж России в мире поднялся на недосягаемую прежде высоту, а в самой стране воцарились покой и порядок. Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Историк В.О.Ключевский написал: «Наука отведет Императору подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, обострил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание и сделал все это так тихо и молчаливо...». СОДЕРЖАНИЕ
1. Вступление. Дмитрий Николаевич Ломан.
2. Царь-миротворец Александр III. Император Всероссийский.
http://idrp.ru/buy/show_item.php?cat=4069
ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО. КАК ЭТО БЫЛО
Выставка одного экспоната «Коронационный альбом императора Александра III»
На выставке одного экспоната в Гатчинском дворце представлен церемониальный альбом «Описание священного коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Федоровны Всея России. 1883».
Год издания альбома – 1885-й, постоянно он хранится в фонде редкой книги музея-заповедника «Гатчина».
История издания в России коронационных альбомов охватывает период в более чем полтора десятка столетия.
Первый из них был посвящен возведению на престол императрицы Анны Иоанновны. А последнее описание коронации русских царей появилось в 1899 году. В «Коронационном сборнике» рассказывалось об обряде венчания на царство Николая II и Александры Федоровны, об истории и традициях русских коронаций вообще.
Церемониальные альбомы создавались по высочайшей воле монарха, имели особый статус и были призваны служить высокой цели прославления императорской власти. Они издавались государственными учреждениями в крупном формате и содержали как описание торжественных церемоний, так и роскошные иллюстрации, выполненные лучшими художниками и граверами своего времени. Книги выходили небольшими тиражами в дорогих переплетах и не поступали в продажу, оставаясь памятными подарочными изданиями для членов царской фамилии и высокопоставленных лиц.
«Описание священного коронования…» – это книга в издательском малиновом кожаном переплете с богатым золотым тиснением на крышках, тройными золочеными обрезами, форзацами из белого муара. В альбоме, состоящем из восьми глав, приведено тщательное, иногда поминутное описание возведения на престол нового монарха. 26 хромолитографий на отдельных листах и рисунки в тексте иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны.
Работами по созданию альбома руководил писатель Дмитрий Григорович. В Москву были приглашены лучшие живописцы своего времени: Александр Соколов, Василий Поленов, Иван Крамской, Василий Верещагин, Николай Карамзин, Евгений Макаров, Василий Суриков, Константин Савицкий, браться Николай и Константин Маковские и другие.
Художники выполняли зарисовки с натуры всех видов коронационных событий, и созданные ими акварели стали основой книги. Фрагменты оформления меню парадных обедов или ужинов, выполненных по рисункам Виктора Васнецова и Василия Поленова, также использовали для украшения страниц.
Альбом представлен в центральной витрине, а дополняют экспозицию стенды с информацией об истории обряда венчания на царство, о традиции издания коронационных альбомов, о том, как проходило само коронование Александра III: как к этому событию готовились, как выглядела церемония, какие торжественные мероприятия были этому посвящены. Здесь же можно увидеть копии меню, программ концертов, афиш, изображения с видами Москвы в дни коронации и т.д.
Выставка работает до 5 июня 2016 года.
А на третьем этаже Центрального корпуса работает экспозиция «В любимых царских резиденциях. Гатчина, Царское Село, Петергоф». Эта выставка организована музеем-заповедником в содружестве с ГМЗ «Царское Село» и ГМЗ «Петергоф». В 13 залах представлены предметы из фондов Александровского, Большого Петергофского и Гатчинского дворцов: живопись, мебель, фарфор, предметы одежды, образцы декоративно-прикладного искусства.
С середины XVIII века императорские семьи предпочитали проводить часть времени вдали от суеты столичного Петербурга. Любимыми резиденциями для спокойного времяпрепровождения были Гатчина, Царское Село и Петергоф. В обширных дворцах, отстроенных знаменитыми архитекторами и окруженных тенистыми парками, императоры и члены их семей чувствовали себя свободно и непринужденно.
Выставка знакомит посетителей с обстановкой, в которой протекала частная жизнь императорской семьи во время пребывания в загородных дворцах. В залах воспроизведены основные типы интерьеров (гостиная, кабинет, приемная, бильярдная, детская, столовая), и сделана попытка воссоздать образ бытовой атмосферы уюта и покоя, в которой жили и работали представители высшего сословия.
Во вводном зале представлены картины с видами Гатчинского парка кисти художника С.Ф. Щедрина, а также портреты Павла I, Екатерины II, великой княгини Марии Федоровны, великого князя Константина Павловича и других членов императорской фамилии, тех, кто жил или часто посещал загородные резиденции.
Основная часть экспозиции состоит из двух блоков. Первый – это образцы обстановки так называемой мужской половины. Сюда вошли парадная приемная, в которой император принимал депутации от дворянства, иностранных послов, министров, сановников. Для посетителей более узкого круга была своя приемная. Место работы императора – кабинет, и бильярдная, в которой можно было отдохнуть от государственных дел и развлечься.
Вторая часть выставки – «женская» половина. Главное отличие этих интерьеров – наполненность обычными для конца девятнадцатого века вещами, но создающими атмосферу особенной замкнутости и уюта. Это гостиная, где представлены живопись, фарфор и стекло широко известных европейских мастерских и многочисленные недорогие памятные сувениры, Фарфоровый кабинет и сервизная, музыкальная гостиная, гостиная-кабинет, в интерьере которой выставлена элегантная мебель в стиле модерн.
Еще в экспозиции – детская комната с играми, образовательными и бытовыми предметами. Последний зал, украшенный полотнами европейских художников из собрания ГМЗ «Гатчина», представляет собой парадную столовую, в которой могли бы проходить торжественные приемы. Стол здесь сервирован знаменитым Охотничьим сервизом, одним из шедевров коллекции Гатчинского дворца.
Татьяна МИРОНОВА |