В сентябре 2015 года следственный комитет возобновил расследование дела о гибели членов Российского императорского дома Романовых и членов их свиты, возбужденное в 1993 году в связи с обнаружением группового захоронения в окрестностях Екатеринбурга.
Уже 11 ноября прошлого подлинность останков Николая II и его родственников была подтверждена. Однако по просьбе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла было принято решение о проведении более глубоких исследований «екатеринбургских останков» не только путем новой генетической экспертизы, но и дополнительных антропологических и исторических исследований. РПЦ убеждена, что положительные результаты такой тщательной экспертизы будут являться бесспорным доказательством подлинности останков. Этот вопрос принципиальный для духовенства в первую очередь потому, что царская семья причислена к лику святых, а значит, их останки должны почитаться как святые мощи.
Работы по эксгумации останков императора Александра III в Петропавловской крепости были полностью завершены 27 ноября 2015 года. ДНК отца последнего российского императора позволит точно установить подлинность останков цесаревича Алексея и княжны Марии, найденных далеко от места захоронения остальной семьи через много лет.
К февралю текущего года, по заявлению директора государственного архива РФ Сергея Мироненко, должно завершиться историческое исследование останков Александра III, начатое в ноябре прошлого года: «Поскольку РПЦ обратилась в правительство с просьбой провести дополнительное исследования, эта дополнительная экспертиза проводится. Проводится следственная, генетическая, историко-архивная экспертизы. Сколько времени потребуется для первых двух — я сказать не могу. Это надо спрашивать у следователей и генетиков. Историческую экспертизу мы закончим где-то к концу января — началу февраля».
В период столь весомых и значимых событий в отечественной истории, а также сложной геополитической обстановки, разрозненности некогда дружеских стран и братских народов НЕВСКИМ НОВОСТЯМ посчастливилось побеседовать с прямым потомком княжеского рода Рюриковичей, одним из выдающихся представителей русской эмиграции, Первым Заместителем Председателя Президиума Международного совета российских соотечественников, видным общественным деятелем, крупным коллекционером русской театральной живописи, меценатом, геологом, бизнесменом, обаятельным мужчиной, джентльменом и просто удивительным человеком, жизнь которого словно написана мастером-романистом, князем Никитой Дмитриевичем Лобановым-Ростовским.
- Никита Дмитриевич, откуда возникли вопросы по поводу подлинности останков императорской семьи?
- Существуют вполне правдоподобные версии о том, что царская семья была расстреляна, а тела сожжены. Многие письменные свидетельства, как «архив Соколова» это доказывают (примечание редакции: Николай Алексеевич Соколов — следователь по делу об убийстве последнего по времени российского императора Николая II и его семьи). Для того чтобы понять, что есть фальсификация, нужно не просто проводить генетические экспертизы, а поднимать все архивы НКВД, ФСБ, КГБ, ВЧК и изучать документы, в которых можно найти реальные сведения. Нужно всестороннее расследование.
- Вы активно комментируете вопросы, связанные с семьей Романовых. В поле вашего внимания попала инициатива 2015 г. по возвращении царских дворцов престолонаследникам. Уже была такая ситуация: Мария Гогенцоллерн хотела «вернуть себе» дворец, который якобы некогда принадлежал ее семье. Но юридически она не является наследницей. Чего не скажешь о Дмитрии Романовиче – легитимном представителе семьи Романовых?
- Княгиня Мария Гогенцоллерн (урожденная Романова) раздает и продает ордена и титулы Российской Империи, такие, которые даются только Главой государства! Семье Романовых стыдно, что один из них в буквальном смысле ведет противозаконную торговлю фальшивыми титулами и наградами. Для всех нас, аристократов и дворян, это, прямо скажем, унизительно. Я был в числе тех четверых, кто написал письмо Президенту Владимиру Путину, когда узнал о том, что она требует для себя признания особого статуса (примечание редакции: письмо было подписано князем Лобановым-Ростовским, князем Трубецким, графом Шереметевым и графом Капнистом). В этом письме речь идет о том, что Мария Владимировна безосновательно называет себя Главой Дома Романовых и наследницей виртуального российского престола. Вот маленький эпизод: во время второй мировой войны Владимир Кириллович (примечание редакции: отец Марии) письменно от имени Императорского дома поддержал Германию и генерала Маннергейма в войне против Советского Союза с целью борьбы с большевизмом. Он был предназначен стать царем-марионеткой в СССР, оккупированным Германией. Ведь он письменно и устно призывал русскую диаспору включиться в войну против родного Отечества. Телеканал Россия делал об этом большой интересный репортаж, автором которого была петербургская журналистка Зинаида Курбатова – внучка академика Дм. Лихачева. В нем я рассказывал об этом и говорил, что, безусловно, многие могут усомниться в этих, на первый взгляд, абсурдных наших заявлениях. Но в княжестве Лихтенштейн живет барон Эдуард Александрович фон Фальц-Фейн, в 1912 году он родился в Херсонской губернии Российской империи. Он помнит, как сидел на коленях у Николая II, гостившего в их имении «Аскания Нова». В сентябре ему исполнится 104 года. И находясь в абсолютной ясности ума и памяти, он может подтвердить то, о чем я говорю. В том репортаже, который назывался «Корона российской империи», есть интервью с ним, где он на чистом русском языке отзывается о Марии и ее деятельности так: «Какого черта! Она ведь не Романова больше. Она и ее сын - Гогенцоллерны». С 1920-х годов барон знал Владимира Кирилловича и утверждает, что немцы хотели его научить быть наследником русского трона, когда они выиграют войну.
А что касается Дмитрия Романовича, какой-то особый статус ему совершенно не нужен.
- Вы никогда не жили в России? Можете представить себе, как сложилась бы судьба нашей страны, не случись Революции 1917 года?
- Да, я никогда не жил в России. Но в период СССР и, тем более, сейчас часто здесь бываю. Многие годы я был банкиром, заведовал отделением по Европе, Африке и Ближнему Востоку в банке «Уэллс Фарго» в Сан-Франциско (примечание редакции: сегодня это самый большой банк по размеру авуаров). Мы одалживали деньги Советскому Союзу. Работа была не очень прибыльная, но зато с относительно малым риском. В то время в Союзе были выдающиеся специалисты банковского дела. Мы были уверены, что займы вернутся точно в срок.
Что касается февральской революции… Социальная перемена политического строя в России была неизбежна. Большинство в стране слишком негативно относились к самодержавию. Интеллигенция, политически зрелый класс, понимали, что та автократия, которая существовала на тот момент, и тот факт, что Николай II «зарубил» все права Думы, привели к неуправляемому негодованию. Наверное, не случись революции, мог бы иметь место компромисс с введением выборной монархии. К примеру, мой дет Вырубов был товарищем министра внутренних дел, Главы Временного правительства, князя Г.Е. Львова. Так вот они были не монархистами, а республиканцами.
- Никита Дмитриевич, вы – известный коллекционер. Если не секрет, кому передадите в будущем свои коллекции, ведь информации о наличии у вас прямых потомков нет?
- Вам наверняка известно, что многое из своей коллекции я отдаю в дар. Большое количество предметов авангардной живописи передал музею современного искусства Нью-Йорка; около 4000 томов своей библиотеки – Фонду русского зарубежья в Москве. Отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в конце 80-х годов я передал 80 произведений русской графики, а в 1994 году – собрание фарфора первой трети XX века. В 2008 г. ГМИИ им. Пушкина я подарил работу маслом Де Кирико и акварель Ван Дуйсберга. За последние три года передал Музею Ростовского кремля более 2000 единиц живописи, графики, фарфора и книг.
- Никита Дмитриевич, какое слово у вас ассоциируется с Россией?
- Единство. Повторю то, что говорил в ноябре 2015 года на Всемирном конгрессе русских соотечественников. 15 лет тому назад в ноябре 2000 года Президент России посетил русское кладбище под Парижем в Сен-Женевьев-де-Буа и возложил венки на могилы русской героине сопротивления Вики Оболенской и писателю Ивану Бунину. Затем он остановился перед могилами тех, кого называют белогвардейцами, и произнес: «Мы дети одной матери – России. И для нас настало время объединяться». Сегодня важно рождение идеи, которая вела бы к консолидации российского общества, как для меня, так и для многих потомков первой волны эмиграции, переживших ужасы гражданской войны, тюремное заключение, казнь родных и близких без суда и следствия, изгнание из родного отечества. Все это, скажу без преувеличения, проходило тяжко. И долго. Моя семья с множеством перипетий обосновалась в Болгарии в 1919 году, в Софии в 1935 году родился я. Родители были против немцев и «за» союзников. При попытке бегства, нас поймали на границе и мы оказались в военной тюрьме, когда мне было двенадцать… По болезни меня сначала перевели в городскую тюрьму, а потом одного выпустили на волю. Маму выпустили через год. Позже и отца. Мы страшно бедствовали. А в один день отец исчез. Я только в начале 90-х годов смог узнать о его судьбе. В 1948 году был расстрелян в лагере смертников. Несмотря на это, спустя много лет, я все равно убежден, что без терпимости, примирения и покаяния не может быть народного единства.
- В этой связи хочется задать вопрос, как вы относитесь к присоединению Крыма к составу России?
- Это событие исторического масштаба. Я бы не называл это присоединением – считаю, что уместнее говорить о воссоединении. Сегодня, как отметил Президент Путин, Крым может сыграть объединяющую роль для России. И это, безусловно, так. Крым был последним кусочком русской земли, откуда началась история русской белой эмиграции. Сегодня Крым - духовный фактор примирения как красных, так и белых. Воссоединение Крыма с Россией возродило идею создания Памятника Примирению в одном из четырех городов: Евпатория, Ялта, Феодосия, Керчь. Ее поддержал Глава Республики Крым Сергей Аксенов. Благодаря поддержке Министерства культуры, совместно с Российским военно-историческим обществом уже создана рабочая группа и подготовлен план практической реализации Памятника Примирению. На последнем Всемирном конгрессе русских соотечественников в 2015 г. я предложил в текущем году провести открытый конкурс на скульптурное решение памятника и общественное обсуждение проекта и места его возведения в 2017 году в День народного единства 4 ноября.
- Чего, на ваш взгляд, не хватает современной России?
- Стране необходимо развитие среднего класса, а так же поколение ученых, которые могли бы в полную силу заниматься инновационными процессами. Ведь это настоящая трагедия, что лучшие университеты России не входят даже в первую сотню университетов мира. И, к сожалению, есть причина, почему финансово обеспеченные люди посылают своих детей учиться за рубеж. Система образования нуждается в капитальном улучшении.
С политической точки зрения, существует большая проблема коррупции. Именно она делает российское производство неконкурентоспособным. В то время как именно сегодня России нужно искать новые рынки, альтернативные нефтегазовому сегменту. Потому что это богатейшая страна в мире и имеет потенциал занять ведущий ранг среди экономически мощных стран мира.
Мы живем в удивительную эпоху. На территории Российской империи настали времена относительной свободы. Такого никогда не было: ни в СССР, ни в царской России. Сегодня граждане обладают главным критерием свободы – выбором. Они могут пошатнуть страну, что без разрешения было невозможно ни при царях, ни при диктатуре. Или, не сопротивляясь активно правительству, работать и проявлять себя до пенсии. Только 30 лет назад нельзя было даже представить, что мы можем беседовать вот так спокойно с вами и еще менее вероятно, что этот разговор был бы опубликован на суд читателей.
https://nevnov.ru/436828-rassledovanie-dela-imperatorskogo-doma