Святой Мартин Исповедник. Источник: logoslovo.ru
27 апреля православная церковь вспоминает Мартина Исповедника. Когда в седьмом веке Византия впала в ересь, Мартин, будучи папой римским, обличил греков в искажении веры и встал на защиту Церкви Христовой.
Ересь
К началу 7 века большая часть православного мира в Византии была заражена ересью монофелитства — лжеучения о том, что во Христе действует одна воля (божественная), а не две (божественная и человеческая), как позже закрепили в догматах.
Ересь насаждалась самим императором — точнее, чередой императоров, занимавших трон в седьмом веке, от Ираклия I до Константа II. Целью этого насаждения было желание вернуть отколовшихся от церкви после Халкидонского собора (451 год) монофизитов — еретиков, которые признавали в Христе одну только божественную природу. Восстановление церкви императоры связывали с укреплением единства империи, а потому было решено — с тем чтобы вернуть еретиков — пойти им на уступки: признать в Иисусе Христе при двух природах одну божественную волю.
К ереси примкнули практически все восточные иерархи во главе с патриархом Константинопольским Сергием. Последний, желая подавить растущую смуту, написал и издал от имени императора указ, где ересь утверждалась как безусловная истина. А позже император Констант II при поддержке нового константинопольского патриарха Павла II и вовсе запретил осуждать монофелитство — так гласил изданный им еретический документ под названием «Образец веры».
Оппозиция
На Востоке активными защитниками чистоты православия выступили монахи Максим Исповедник и Софроний. На Западе против него поднялся папа римский Мартин, до своего избрания долгое время живший в столице Византии и бывший там папским нунцием (представителем папы). Дело было за три века до разделения церквей, и хотя константинопольский патриархат и римский папский институт уже тогда имели друг к другу немало претензий, формально они все же оставались одной церковью.
В обход императорского указа Мартин продолжал открыто говорить о том, что монофелитство — суть ересь и искажение веры. В 649 году в Риме, в Латеранском дворце, резиденции пап, Мартин созвал Собор, который был призван осудить навязанные Константинополем нововведения.
По составу прибывших епископов Латеранский собор 649 года приближался своим авторитетом ко Вселенским Соборам, пишет историк церкви Антон Карташев. Приехали около 500 иерархов— из Италии, Сицилии, Сардинии, Африки. Восток был представлен в лице Палестинского епископа Стефана Дорийского. Папа Мартин открыл собор речью, где изложил суть вопроса и зачитал документы, исходившие из-под пера восточных патриархов и императоров, уклонившихся в еретичество. Итогом пяти заседаний Собора стало оглашение двадцати канонов-анафематизмов, которые детально и по пунктам осуждали монофелитское учение. Эти акты были разосланы по всем церквям и лично императору Константу II.
Ответный удар
Латеранский собор еще не разъехался, а в Рим из Константинополя прибыл посланник императора Олимпий, чтобы усмирить мятежного папу. По преданию, Олимпий опасался гнева толпы, а потому задумал убить Мартина тайно. По его приказу, один из офицеров должен был заколоть папу во время богослужения, но неожиданно ослеп, когда с ножом приближался к Мартину. Происшедшее настолько впечатлило Олимпия, что он сам перешел на сторону Мартина, уверовав в его святость. То же предание сообщает, что после этого чудесного случая Олимпий задумал восстание против Константинополя и повернул свое войско на этот город – но умер в этом походе, не доведя его до конца.
В Рим из Византии прислали нового человека — Феодора Каллиопу — с приказом арестовать Мартина. Сам Мартин был уже в преклонных годах, здоровье его слабело. Новую делегацию из Византии он встретил лежа, в Латеранской церкви — куда заранее, предчувствуя недобрый исход, попросил себя перенести.
Феодор Каллиопа прочитал Мартину указ, где император объявлял его низложенным. Сюда же добавили выдуманные обвинения в том, что папа якобы посылал деньги сирийским сарацинам, которые совершали набеги на границы Византии. «Явно было решение Константинополя оклеветать и загубить папу», — пишет Антон Карташев.
Народ сгрудился вокруг Мартина, не желая отдавать его прибывшим воинам. Тем пришлось соврать, что папу увозят в Константинополь для аудиенции с императором, и что те, кто захотят смогут отправиться в Византию с ним. Это успокоило защитников Мартина, но ночью его втайне от всех погрузили на корабль и вывезли в Константинополь.
Смерть и прославление
Папа предстал перед византийским судом в 645 году. Он прибыл туда истощенным (в пути его лишали пищи, заставляли обходиться без сна) и не мог стоять на суде — старца держали под руки двое воинов. Суд признал его виновным в заговоре против императора: с Мартина сорвали одежды и выставили на потеху толпе. От смертной казни его спасло лишь заступничество константинопольского патриарха Павла II, который узнал о суде над Мартином, когда уже сам был на смертном одре. «Увы мне! — вскричал, по преданию, патриарх, бывший противник папы. — Вот еще вина моя на грядущем суде!».
Папа римский Мартин скончался в 655 году в ссылке. В 680 году на шестом Вселенском соборе ересь монофелитства, с которой он боролся, была осуждена. Мартина чтят как святого и православные, и католики. Удивительная судьба римского понтифика, который учил чистоте веры православных патриархов, закончилась в месте, не менее удивительном — им стал крымский Херсонес. Отсюда, спустя три с небольшим века, православие придет на Русь — где еще через несколько столетий, подобно исповеднику Мартину, греков обличат в искажении веры и в делах Церкви обретут независимость от них.