После значительного перерыва решил побывать у католиков (правильнее было бы называть их латинянами). Знакомые предупреждали: «Наверняка ведь что-то напишешь. Будь аккуратен, имей в виду, что согласно Баламандскому соглашению, мы с католиками — «Церкви — сестры»». Памятуя, как много было людей в костеле св. Людовика, решил посетить кафедральный собор на Малой Грузинской улице — самый большой католический собор в России. Этот храм был построен за 10 лет в начале прошлого века. Архитектурными ориентирами для него были соборы в Вестминстерском аббатстве и Милане. Закрыли его в 1938 году. Вернули собор католикам в 1996 году.
… Жизнь вокруг ярко подсвеченного католического храма во имя Непорочного Зачатия (еретическое заблуждение, официально утвержденное у католиков в 1854 году) била ключом. Вот рождественский вертеп. На Западной Украине такие встречаются повсеместно — явно католическое заимствование. Когда всматривался в композицию вертепа, вздрогнул — Иосиф был изображен мужчиной средних лет, тогда, как известно, это был старец — хранитель девства Пречистой Богородицы (именно в виде старца он представлен в вертепе в Успенском соборе Почаевской Лавры). Стрельчатая готика костела впечатляет. Искусная подсветка впечатление усиливает. Кажется, что вся храмовая громадина пульсирует и вибрирует. Перед входом в костел идет съемка. Подумал: увидят на экранах знакомые — невесть что подумают. В притворе расписание месс на разных языках, на русском доминирует. Совершаются мессы по армянскому обряду и даже тридентские мессы — те, которые были у католиков до литургической реформы на Втором Ватиканском Соборе (60-е годы прошлого века). Бросилась в глаза зафиксированная скудость литургического разнообразия — в основном только мессы. Ну, еще поклонение Дарам. В часовне при костеле совершаются литургии по византийскому обряду. Проводятся, конечно, встречи молодежи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной музыки. Издается газета «Свет Евангелия».
Огромное пространство костела заполнено до предела. Очень много молодежи и людей среднего возраста. О том, чтобы занять свободное место и наблюдать вблизи священную мистерию, не может быть и речи. С трудом подсаживаюсь на раскладной стульчик. Подумал: да, серьезно преуспела «Церковь-сестра» за годы т.н. «демократических преобразований»… Почти все женщины без платков (то же самое и у греков). Ближе к 23-м часам гаснет свет — видимо для того, чтобы нагляднее представить себе, напомнить о той благословенной ночи, когда ангелы славили Родившегося Богомладенца. Переливаются огоньки цветистых игрушек на нескольких елках. Не хватает, однако, мерцания лампад, как в наших храмах. К аналою слева от престола подходят мужчина и женщина. Особой «латинской погласицей» женщина запевает: «Возвещаем вам, братья, великую радость…» Порознь (антифонно) и дуэтом эта пара озвучивает текстовку, напоминающую наши «паремии» — отрывки из Ветхого Завета, прообразовавшие Новозаветные события. Вспомнили сотворение мира, Авраама и Моисея, при котором был переход через Чермное море. Хронология постепенно выплывала из глубины веков, приближаясь ко времени Рождества. «И вот, на 44-м году правления Августа Кириния, в малоизвестном Вифлиеме, в убогих яслях родился Спас Миру Христос». Прозвучал заключительный аккорд дуэта: «Возвеселитесь, братья!» Началась процессия. Впереди, на высоком древке крест (кресты такой формы на Руси называли «крыжами»). Далее, в белоснежных балахонах, подпоясанных веревками, юные латинские иноки с большими свечами. Диакон (?) с Евангелием, на котором вполне «старопечатные» клейма. Несколько ксендзов разной комплекции и возраста, с растительностью на лице и без оной, в красивых золотистых фелонях без высоких воротов как у нас. Католический архиерей (это был митрополит Паоло Пецци) — среднего роста, в очках, бритый. На голове у него митра латинской формы. В руках изображение, нет, скульптура Младенца Христа. Молча обходят собор внутри его. Легкий запах ладана разносится вокруг. Процессия останавливается справа от алтарного пространства (не было видно, у какого изображения). Католический иерарх возгласил молитву Отцу Небесному и окропил св. водой (вертеп?). Хор запел Рождественскую песнь, прославляя Воплотившегося Бога. Духовенство, заняв места у задней стены открытого алтаря, запело: «Слава в вышних Богу…» Дальнейший текст песнопения напоминал наше «Великое славословие» (пели примерно половину его). Латинский владыка призвал всех к молитве и затем, подойдя к аналою, стал читать (именно читать) проповедь. Затем прозвучали отрывки из Книги пророка Исайи и из Послания апостола Павла к Титу («Явилась благодать Божия, спасительная всем человекам» и т. д.), Евангелие. Тексты звучали четко и ясно — никакого неразборчивого мычания, как это иногда приходится слышать у нас. К слову сказать, и разговоров практически никто из пришедших на службу друг с другом не заводил. После чтения Апостола звучали знакомые библейские стихи с красивым пением (певицей и всеми) после них хвалебной песни «Аллилуйя». Вот эти стихи: «Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля»; «Пойте Господу, благословляйте имя Его!»; «Благовествуйте со дня на день спасение Бога нашего, возвещайте во всех племенах чудеса Его!» Читавший Евангелие завершил, сказав: «Слово Господне». «Благодарение Богу», — пронеслось по рядам (перед чтением Евангелия говорилось: «Слово Божие», все в ответ: «Слава Тебе, Христе»). После песнопения «Христос рождается — славьте Его!» все вместе прочитали кредо «Верую »: «Во Единого Бога Отца Всемогущего» (у нас — Вседержителя); «…Воплотившегося… Ставшего Человеком» (на этих словах духовенство и молящиеся вставали на одно или на оба колена — так они делают во весь рождественский период); «И Воскресшего в третий день по Писаниям» (во множественном числе, как и в старопечатных текстах); «… Его же Царствию не будет конца» (так и в наших новых пореформенных текстах; в старопечатных же текстах было — «несть конца», т. е. в настоящем времени, т. к. с пришествием в мир Сына Божия, в результате Его спасительной миссии, Царствие Его уже наступило). Привычно буднично в этих стенах прозвучало «филиокве» («и от Сына»). Мне, однако, это еретическая добавка о Духе Святом в западном Символе веры резанула слух. Она вводит субординацию в Троичный догмат и тем самым умаляет Третью Ипостась Св. Троицы. «Во Вселенскую (вместо «Соборную» — как у нас) Церковь. «Исповедую едино крещение во отпущение грехов» (у нас — «во оставление грехов»).
После прочтения Символа веры все духовенство во главе со своим Предстоятелем подошло к престолу. Звучали прошения «о спасении всего мира», о том, чтобы Господь Бог «воззрел на нищих и убогих и даровал им утешение», «соделал нас орудиями Своего спасения». После каждого прошения все молящиеся красиво пели по-гречески «Господи помилуй» («Кирие элейсон»). После молитвы Предстоятеля «Милосердный Боже…» хор под орган запел какой-то концертный номер и начался сбор пожертвований. По окончании сбора стала совершаться сердцевина мессы — знакомый нам «Евхаристический канон». «Господь с вами», «Вознесем сердца», «Возблагодарим Господа Бога нашего» (после этого возгласа пропели три слова «достойно это и праведно» — почти так и по старопечатному тексту). «Тайные молитвы» Евхаристического канона отчетливо звучали вслух, органически сочетаясь с громкими возглашениями. «Победную песнь…»; хор: «Свят свят свят Господь Саваофъ…» Прозвучали установительные слова Святой Евхаристии: «Примите и ядите…» (здесь было — «вкусите»); «Пиите от нея вси …» После этих слов, по католическому учению, хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христа. После каждого из последних возглашений раздавался удар в колокол и затем был трезвон. Молитва Господня «Отче наш». Все приветствуют друг друга за руку, поздравляя с Рождеством. После причащения духовенства наступает время причащения мирян. Предстоятель возглашает: «Вот Агнец Божий (по-польски, кажется, это звучит как «Баранку Божий»), Берущий на Себя грехи всего мира, помилуй нас». Все следом повторяют. Затем, после краткой покаянной молитвы все опустились на колени и около минуты молчали, углубляясь в себя — по-видимому, исповедовали грехи. Прозвучало разъяснение: «Причащаться могут только крещеные католики, недавно бывшие у исповеди и не имеющие на совести тяжкого греха». Началось причащение. Не дожидаясь, когда огромная масса людей (причащалось подавляющее большинство) подойдет к Чаше, мы покинули костел.
http://rusdozor.ru/2014/12/26/igumen-kirill-saxarov-moskva-inoslavnaya-katoliki/