Специфика Православия состоит не только в том, что оно осталось верным традициям раннего Христианства, решениям первых семи Вселенских Соборов, но в том, прежде всего, что для него Духовным Главой остается Иисус Христос, в отличие от Католицизма, где эта функция, фактически, закрепляется за Папой Римским.
В Православии Духовному началу придается особое значение. Об этом свидетельствует тот факт, что наиболее значимым религиозным праздником, самой знаменательной датой для православных является Пасха, символизирующая Вознесение Духа на Небо. В то время как для католиков наиглавнейший праздник – Рождество, символизирующее и обозначающее Пришествие Духа на Землю, при-земление Духа.
Поэтому Католицизм допускает озарение и освящение Духом Римского Первосвященника. И уже в образе Папы Римского Дух находится на Земле. Для Православия обитель Духа – Небо, там, где Иисус и вся Святая Троица (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой – триединая сущность христианского Бога). В Православии Дух возвышен и человек должен возвыситься, чтобы достичь уровня Духа.
В настоящее время существует 15 автокефальных (самоглавенствующих в организационном порядке) Православных Церквей. Для всех православных Церквей Духовным Главой является Иисус Христос, а Патриарх в автокефальной Церкви выполняет функции по организации конфессиональной жизни. Фактически он управляет, но не правит.
Особое место в религиозном комплексе мирового Православия принадлежит Русской Православной Церкви. Это место определяется не столько численностью, сколько глубокими, богатыми и разнообразными традициями Русского Православия. На основе этих традиций сформировались отличительные признаки Русской Церкви, которые выделяют ее не только среди Христианских, но и среди Православных Церквей.
Христианство приходит на Русь от Апостола Андрея Первозванного, и, в отличие от Израиля и Рима, здесь христианская Проповедь сразу же находит и понимание, и одобрение, и поддержку. Уже в первом веке вдоль течения Днепра – от Крыма до озера Ильмень – предки современных русских, украинцев и белорусов стали исповедовать Христианство. Распространению Христианства в Восточной Европе помешало историческое событие, длительное по времени и разрушительное для социальной структуры древнерусского общества. Речь идет о Великом переселении народов, когда орды кочевников с востока и севера вторглись в пределы европейского субконтинента.
Второе и уже окончательное принятие Христианства древней Русью произошло в конце Х века. Хотелось бы отметить, что и на этот раз выбор был сознательный, не навязанный извне или ставший результатом стечения обстоятельств, или предпринятый как вынужденная мера. К этому времени на Руси уже хорошо знали Христианство. И не только от своих современников (многие дружинники Великого Князя Владимира были христианами, христианкой была бабушка Князя – Княгиня Ольга); была жива социально-генетическая память о первых предках-христианах, живших еще в I веке, почти что тысячу лет до эпохи второго Крещения Руси.
Ни Иудаизм, который исповедовали соседи на юго-востоке – хазары, ни Ислам, бывший религией других соседей, на северо-востоке – булгар, не были приняты Русью в Х веке. Из двух, к тому времени уже практически обособившихся Церквей – Византийской и Римской – русские остановили своей выбор на традиционном Христианстве, которое спустя сто лет оформилось во Вселенскую Православную Церковь.
Сделано это было потому, что именно Православие своим демократическим устройством, организационной соборностью и высокими духовными устремлениями более всего соответствовало характерным чертам русского народа.
Русские не просто приняли Православие, они вдохнули в него новую жизненную струю, новые идеи, обогатили религиозное содержание фундаментальными постулатами. Русское Православие, не разрывая христианской традиции, идущей от первых Апостолов, выстроило свои специфические параметры религиозной системы, создало свою принципиальную религиозно-философскую идиологему, в основу которой положены постулаты Исихазма (Нестяжательства), Подвижничества (Старчества) и Соборности.
Исихазм (от греч. hesychia - покой, безмолвие, отрешенность) означает учение о пути единения человека с Богом, самососредоточенности индивидуального сознания, в том числе в молитвенном озарении. Таким образом, достигается постижение Бога или Божьего сознания, т. к. индивидуальное сознание является элементом Абсолютного Сознания. Корни Исихазма уходят в раннее Христианство и связаны с Византийской религиозной культурой. Поэтому принцип Исихазма обозначает преемственность Русского Православия и Византийской религиозной традиции.
Одним из наиболее значимых представителей русского Исихазма был Нил Сорский (ок. 1433-1508), в миру - Николай Майков, основавший учение Нестяжательства. Оно фактически и стало русским Исихазмом, обретя черты самобытности и своеобразия. Нестяжательство развивало идеи нравственного самоусовершенствования и проповедовало освобождение человеческого духа от мирских проблем.
Подвижничество или Старчество на первый взгляд можно представить как учение, вытекающее из Нестяжательства (хотя бы на основании того, что первая община Нестяжателей, основанная Нилом Сорским, получила название «заволжские старцы»). Однако, на самом деле, это не так.
Во-первых, Подвижничество реализует принцип духовного руководства мирской жизнью, а не уход от нее.
Во-вторых, Подвижничество возникает в Русском Православии раньше, чем утверждается Исихазм и Нестяжательство.
В-третьих, Подвижничество в большей степени есть явление чисто Русской религиозной культуры.
Подтверждением этому служат имена и деятельность Сергия Радонежского (1321-1390) и Серафима Соровского (1759-1833), в миру - Прохора Мошнина.
С другой стороны, между Нестяжательством и Подвижничеством существует глубокая внутренняя связь. Она заключается в том, что человек, прежде чем приступить к духовному руководству мирской жизнью, должен внутренне очиститься, подготовиться, освободив себя от призрачных житейских хлопот и соблазнов. Поэтому для реализации принципа Подвижничества необходимо должна быть преодолена ступень Нестяжательства.
Принцип Соборности предполагает духовное единение верующих в рамках Церкви. Причем Церковь здесь понимается скорее не как религиозный институт, а как форма единения, в том числе в виде религиозного сооружения, где верующие могут собираться.
Соборность обосновывает духовное равенство всех верующих – и мирян, и церковных служителей. Кстати, в традициях Русского Православия проводить религиозные съезды с равным представительством и равными полномочиями всех категорий верующих.
Что касается выстраивания некоторыми исследователями, фактически, оппозиции Православия Христианству, когда пытаются вывести Православие из этно-конфессиональной традиции русичей («Велесова книга»), то она, мне видится, не совсем корректной. И в этимологическом, и в понятийном смыслах. Православие все-таки происходит от греческого ????????? – буквально «правильное суждение» или «правильное учение». И его принципы неотъемлемая часть традиционного (если угодно – исторически истинного) Христианства. Другое дело, что Русское Православие включило в себя опыт дохристианской религии русичей и нам еще предстоит вычислить и должным образом оценить этот ценный опыт.
Говоря о значении Православия для Единой Руси (Южной, Белой и Великой), мы должны помнить, что в Русском Мире существуют и другие религиозные системы – Ислам, Буддизм, ветви Христианства... И между ними необходимо поддерживать гармонию. Они тоже вносят свой вклад в развитие Русского Мира, который по определению является поликонфессиональным и полиэтничным, хотя и базируется на русской этнической воли и русской этнической культуре. Причем, особо хочу отметить, что Православие, в силу его ориентации на духовную сферу жизни, всегда уважительно выстраивала отношения с другими религиями, не понуждая их, а благотворно воздействуя на них.
Наиболее наглядно качество добрососедства Православия проявляется в его отношении к Католицизму.
Русская православная Церковь никогда не занималась и не занимается антикатолической пропагандой, хотя бы потому, что сама является кафолической (католической) Церковью, т.е. Всеобщей, Вселенской, Соборной.
Некоторые люди принимают за антикатолическую позицию протесты Русской Православной Церкви против политики конфессионального прозелетизма, которую проводят на протяжении почти что тысячи лет руководители Римской Католической Церкви.
А вот здесь надо определиться в понятиях; что называется – развести понятия. Я имею в виду прозелетизм и миссионерство.
Прозелетизм это политика обращения в свою конфессию верующих другой конфессии на их исторически сформировавшейся территории. Когда речь идет о близких конфессиях, каковыми являются Православие и Католичество (последнее в Христианстве, по сути, ответвление от канонического Православия), то прозелетизм ни что иное, как религиозное рейдерство. В данном случае, прозелетизм западных католиков в отношении православных напоминает вторжение в ваш дом соседа с целью контролировать и навязывать поведение вашим детям.
Миссионерство же является проповедью веры в своей социальной среде и в среде неразвитых религиозных форм.
То есть, по определению, деятельность Римской Католической Церкви в православной среде не может быть обозначена как миссионерская.
Поэтому выступления Русской Православной Церкви против политики прозелетизма Римской Церкви на территории исторического Русского Православия совершенно обоснованы со всех позиций – морально-нравственных, религиозных, социокультурных, цивилизационных, исторических, политических.
Тем более, что практика римско-католического прозелетизма находится в полном противоречии с их же собственными декларациями. Имеется в виду провозглашение II Ватиканским собором Римско-католической церкви ее отношение к Православной Церкви как к «Церкви-Сестре».
Пагубные последствия римско-католического прозелетизма достаточно хорошо известны. Это униатский раскол в среде западно-русского Православия, искоренение Православия в среде прибалтийских народов – жемайтов, ливов, латгальцев и др. Абсолютно жестоким и трагическим по своим последствия был римско-католический прозелетизм среди сербско-хорватского народа, который привел к братоубийственной войне, длящейся столетиями. Народ, говорящий на одном языке (сербскохорватском), имеющий общую славянскую историю, оказался расколотым по конфессиональным признакам на сербов-православных и хорватов-католиков. Причем последние прозелетизм Римско-католической Церкви осуществляли методом уничтожения своих православных братьев. Сошлюсь на данные Википедии. – Согласно планам фашистского движения усташей, основанного при поддержке Б. Муссолини в 1929 г., 1/3 живших в Хорватии сербов должна была быть уничтожена, 1/3 - изгнана, а 1/3 насильно обращена в католичество. Во время оккупации Югославии фашистской Италией в 1941 году значительная часть католического духовенства выступала в качестве вдохновителя осуществляемого усташами террора. «За выдающиеся заслуги в усташской деятельности» хорватский нацист Павелич наградил 120 католических священников. По отношению к православному населению усташи проводили политику крайнего униатизма и насильственного окатоличивания. С точки зрения усташей, православие было их главным врагом. Католические духовные лица среди усташей поддерживали жестокости и преступления, помогали в проведении мероприятий по принудительному обращению православных в католическую веру на территории всей Хорватии [10].
Русская Православная Церковь на Украине
Политический процесс на Украине в последние два с лишним десятилетия неизменно включает в себя религиозную составляющую. Причём эта составляющая проявляет себя, главным образом, в действиях, имеющих отношение к Русской Православной Церкви. Да и сама Церковь вынуждена реагировать на политические события в жизни украинского общества – где опосредованно, а где и непосредственно.
Украинская мифологема, создаваемая под влиянием, руководством и при самом непосредственном участии поляков и австрийцев, была призвана обеспечить такую модель менталитета и социального поведения, которая бы позволила сформировать из русинов, малорусов, гуцулов, бойков, лемков, полищуков и пинчуков, т.е. югорусов или южных русских, не столько окультуренных европейцев, сколько нерусских украинцев. Это делалось с целью не допустить социально-политического воссоединения Русского Мира в XIX столетии, когда объединительные устремления охватили практически всё русинское общество, оказавшееся в составе Австро-Венгерской Империи. Собственно говоря, австрийскую практику следует рассматривать не только как продолжение политики Речи Посполитой по ополячиванию русских, оказавшихся в её составе в XIV-XVIII вв., но и как продвижение религиозной экспансии со времён Брестской унии 1596 г., которая de-facto означала католическое вторжение на территорию Русского Православия.
Таким образом, украинство и, собственно, Украина, как территория его физического существования, являются антирусским и антиправославным проектами. (Потому, кстати, переименование украинского экзархата Русской Православной Церкви в Украинскую Православную Церковь представляет очень серьёзную опасность для Русского Православия, ибо новым названием легализуются скрытые антирусские и антиправославные модели поведения, которые ломают духовно-ментальные устои и прихожан, и священников этой Церкви).
Следовательно, антирусская или нерусская, а по форме украинская политика в государстве под названием «Украина» является и антиправославной, если она направлена против канонической Русской Православной Церкви. Свидетельством этой порочной связи – антирусскости и антиправославия – является политика коммунистов при Советской власти, особенно в первые годы её существования. Примечательно, что так называемые безбожные кампании, когда разрушались храмы и церкви, преследовались прихожане и подвергались репрессиям священники, соседствовали с антирусской политикой, одним из проявлений которой были кампании по украинизации на Украине и татаризации в Крыму.
По причине такой украинской специфики, любая власть на Украине, лишённая русского православного содержания рано или поздно (как правило – рано) становится и антирусской и антиправославной (в каноническом понимании Православия). В этих условиях мы неизбежно приходим к заключению, что при нынешней власти Партии регионов не стоит ожидать не только прекращения антирусской политики, но и надо ожидать дальнейших провокационных действий по расколу Русской Православной Церкви. В этом случае политика В. Януковича и Партии регионов ничем не отличается от политики Л. Кравчука, Л. Кучмы и даже В. Ющенко. Все они действуют на предмет образования т.н. «Соборной Церкви Украины», куда стремятся втиснуть Украинскую греко-католическую Церковь (униатов), неканоническую Украинскую автокефальную Православную Церковь, раскольническую Украинскую Православную Церковь лже-патриарха Денисенко («Филарета») и откольников из Украинской Православной Церкви во главе с Александром Драбинко. Особо подчеркну, что всё это делается политическими методами.
Все эти организации и люди их представляющие исповедуют, по сути, антирусские идеи, выступают против Русского Мира. Их настроения передал бывший лидер Украинской греко-католической Церкви Любомир Гузар 20 апреля 2012 г. в эфире Первого украинского национального канала: «Русский Мир – очень хорошая политическая структура. Ее выдумали, потому что она полезна и оправдывает определенное понятие, что все есть едино. Но как же оно едино? Я не обращаю на это внимания, потому что не вижу ценности и основания для такого больного мышления. Оно кому-то выгодно. Это хорошо для российского народа. Мы бы хотели, чтобы Церковь в России воспринималась наилучшим образом. Но это – Церковь в России, для россиян. А мы бы хотели иметь Церковь в Украине, которая была близка украинскому народу». При этом господин Л. Гузар скромно умалчивает, что его Церковь находится в сфере юрисдикции Римской Католической Церкви, которая, уж точно, далека от украинского народа, строилась и действует в обществах с совершенно иными культурно-цивилизационными стандартами и традициями.
Отсюда возникает вывод, что Русская Православная Церковь на Украине в лице её священноначалия должна активно включаться в политический процесс, отстаивая не только традиции коренного для нынешней Украины Русского Православия, но и ценности Русского Мира как культурно-цивилизационного феномена. Как показывает практика, Русской Православной Церкви не стоит надеяться на поддержку в сохранении территории канонического Православия на украинскую власть, даже если она шла на выборы с православными лозунгами. Тому пример не только период президентства Л. Кучмы, который активно сотрудничал с раскольниками во главе с Денисенко («Филаретом»), но и время президентства В. Януковича. Причём последний декларировал, особенно в годы противостояния его политической группы с «оранжевыми» политическими силами, полную поддержку канонической Православной Церкви на Украине, находящейся в неразрывном единстве с Русской Православной Церковью. Однако, в 2010-2013 гг. усилиями Администрации президента Януковича, возглавляемой Лёвочкиным и Герман, разрабатываются сценарии продвижения на пост предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата кавалера ордена Мазепы (из рук В. Ющенко) А. Драбинко. Именно А. Драбинко является организатором внутреннего заговора, направленного на отрыв православных людей Украины от Русской Православной Церкви и формирования т.н. «Украинской Соборной Церкви» из отмеченных выше разнородных и даже различных конфессиональных организаций (украинские греко-католики фактически принадлежат к католической конфессии). После нацистского переворота на Украине 22 февраля 2014 г. отмеченные тенденции только укрепились. И даже избрание нового Митрополита Киевского Онуфрия летом этого года не снимает угрозу украинскогог раскола в Русском Православии.
Мы неоднократно убеждаемся в том, что создание в 1990-х годах Украинской Православной Церкви на основе Украинского Экзархата Русской Православной Церкви вовсе не ослабило конфессиональное раскольничество и церковный сепаратизм, а скорее провоцирует эти губительные для православных верующих Украины тенденции. Пример с А. Драбинко наглядное тому свидетельство. Для Русской Православной Церкви, имеющей юрисдикции и епархии во множестве стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, автономные Церкви в Японии, Украине, Латвии, Эстонии, Молдавии, Китае, соединённой в 2007 г. с Русской Православной Церковью заграницей, назрела необходимость стать Вселенской Русской Православной Церковью и возложить на себя заботы по сохранению и развитию традиционного исторического Христианства, каковым является Православие. Создание Вселенской Русской Православной Церкви (ВРПЦ) станет весомой преградой для деятелей типа Л. Гузара с их попытками ограничить сферу деятельности Русской Православной Церкви только территорией современной Российской Федерации.
Но особое значение в этом исторически и природно обоснованном восхождении Русской Православной Церкви к статусу Вселенской имеет сейчас конфессиональная ситуация на Украине в связи с имеющимися расколами и отколами. Преодолеть эту губительную для Вселенского Православия ситуацию, провоцируемую политическими недругами Русского Мира, можно только политическими средствами, в том числе с помощью политической партии, строящейся на принципах русской идеологии и канонах Русского Православия.
Потому Русская Православная Церковь должна принять участие через свои приходы и своих священников, имеющих украинское гражданство в формировании политической партии, которая будет неукоснительно отстаивать интересы и ценности Русского Мира и Русской Православной Церкви на Украине. Отдавать политическое поле различным проходимцам, эксплуатирующим Православие и русскую идею в угоду своих групповых и личных корыстных интересов не правильно и непозволительно.
Список использованных источников
[b][/b]
1. Википедия. Свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Усташи