Авторизация
07 ноября 2024 (25.10. ст.ст)
 

НА РУСИ ГОТОВЯТ ПОРУГАНИЕ СВЯТОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Не участвуйте в делах тьмы.

Режиссёр А.Н. Гудылина
 
Мнение независимого эксперта по поводу сценария фильма «Солнцестояние», посвященного святому преподобном у Сергию Радонежскому.
 
В мае 2014 года исполняется 700 лет со дня рождения светильника земли русской – святого преподобного Сергия Радонежского. Талантливые русские люди стараются  внести свой вклад  в прославление  святого молитвенника и чудотворца. Юбилейной дате предполагается  посвятить  фильм «Солнцестояние», сценарий которого и является предметом нашего анализа. /I/
 
Эта статья предназначена для создателей фильма, участников съемочной группы и всех тех, кто знаком с содержанием сценария.
 
Анализ будет построен на логике образов сценария, а не последовательного изложения материала.
 
Смысловая заявка фильма – его первые образы. На экране калики перехожие  с хитрыми и лживыми глазами. (1)  Но калики перехожие на Руси – это образ Божиих людей, странников, молитвенников, носителей Святого Духа. В нашей истории и памяти этот образ четко ассоциируется с Ильей Муромцем. Благодаря каликам он обрел свою силу, встал на ноги, чтобы защищать свой народ и землю.  Кому и зачем нужно изображать Божиих людей, как лживых разбойников? Но в сценарии и далее продолжается эта смысловая линия очернения светлых образов.
 
Один из них Стефан – родной брат преподобного Сергия. Да, он не смог остаться на высоте духовного подвига. Он совершил ошибку и, как грешный человек, пал. Но ведь он встал после этого падения. Он ушел с Маковца, но затем стал монахом Богоявленского монастыря в Москве, а не просто ушел в мир, побуждаемый плотской страстью, как говорится в сценарии. Авторы житийной литературы рассказывают нам, какие духовные подвиги совершил Стефан в новой обители.
 
Будучи еще иноком, он обрел близкого себе по духу инока Алексия – будущего Святителя Московского. И эта дружба сохранилась на всю жизнь. Братией монастыря были оценены замечательные дарования, благочестие и ум Стефана. Его избрали архимандритом Богоявленского монастыря, он стал духовником великого князя Симеона Гордого и знатнейших русских вельмож. И этот образ благородного духоносного старца в сценарии низведен до уровня похотливого мужика на фоне сцен спаривания животных, птиц и насекомых. (2) Какое больное и извращенное сознание так видит мир?  Для чего создается такой образ? 
 
Множество вопросов вызывает трактовка образа Митрофана и его отношений с Варфоломеем. Принципиально неверной является точка зрения авторов сценария на Варфоломея, выраженная словом «мальчик». Митрофан говорит: «мальчик лавру построил». В древнерусском языке слова «мальчик» нет вообще. Ребенок – это «младенец», затем «отрок». Взрослый человек – это «муж» (мужчина), воин, дружинник, князь. Во времена Сергия самоценности  детства в культуре не было (к ребенку относились, как ко взрослому,  с малолетства), как не было и культа чувственной любви и сексуальной озабоченности (Стефан).  Культ детства – это плод культуры второй половины ХIХ века, а сексуальная революция  –  второй половины  ХХ в.
 
С этой т.зр. весьма показателен образ креста на куполе церкви, облепленного голубыми мотыльками. Образ читается однозначно, и хорошо, если возникают ассоциации с католической церковью и ее проблемами «нетрадиционной ориентации» клириков. Но такими же голубыми мотыльками окружен Митрофан на обратном пути после пострижения Сергия. (3)  И слова  в дикторском тексте («голос Небес»): «милый мальчик», «милый Митрофан»???  Никогда такими словами не описывались отношения монахов в древней Руси.
 
История пострига Сергия Митрофаном совершенно искажена. В сценарии старец Митрофан пошел к Сергию, который жил один в келье, постриг его, а затем здоровый и помолодевший, ушел от Сергия, сопровождаемый голубыми мотыльками.
 
В «Троицком патерике» (изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1992 г., с.5) говорится: «Год спустя после того, как собрались к преподобному братия, пришел к ним на жительство игумен Митрофан, который постриг преподобного Сергия в ангельский образ… пожив немного под покровом своего постриженика, Митрофан тяжело занемог и отошел ко Господу. Этот старец был первым погребен в новосозданной обители Сергиевой». Какую цель преследуют авторы, исказив полностью факты и смысл этого события? Только больное и извращенное сознание способно экстраполировать собственные проблемы и искать их оправдания в придуманных ситуациях.
 
Чего стоит сцена с сосулькой? (4) Что за копание в собственном грязном белье, которое никакого отношения не имеет к преподобному Сергию.  Это абсолютно извращенное сознание современника сексуальной революции, а не духоносного старца -  оплота Святой Руси. Как можно своим ущербным сознанием прикасаться к величайшей святыне?
 
Что такое «голос Небес»? Божий глас в сознании русского человека ассоциируется с Евангельскими словами: «Се сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Всего несколько слов. Глас Бога не может быть многоречивым. Бог не говорит сложноподчиненными предложениями и бессмысленными фразами. Особенно поражает слово «спасибо» по отношению к Богу. Это просто кощунство. «Спасибо» - это специально исковерканное слово, смысл которого – «спаси Бог». С помощью этого бессмысленного атеистического «новояза», авторы сценария пытаются выразить отношение к Богу. Для подобного случая есть русское слово – «благодарю».
 
Духовная основа сценария – учение Рерихов и теософия. (5) Образ луча, лучей, лучезарного света и цвета (фиолетовый) навязчиво повторяется в дикторском тексте («гласе Небес»).  Умение читать «знаки природы», угадывать их значение – это смысл «духовного знания»  Варфоломея, а потом Сергия с точки зрения авторов сценария. (6 )  Но Дух Божий, которым живет святой, никакого отношения не имеет к угадыванию «знаков». Бог не играет в игры со Своими избранниками.  Он дает им Дар Святого Духа.
 
Не православная точка зрения авторов сценария подчеркивается отношением Сергия к своей братии, которую он учит читать «знаки природы» («если тебе на голову упал лист, значит надо шапку надеть, чтобы не замерзнуть» и пр.), а также его отношением  к приходящим в монастырь людям. Авторы сценария настойчиво проводят мысль о том, что Сергий должен общаться только с избранными, чистыми и благородными. А на грешников ему не нужно тратить свое время и силы. Православный же взгляд на мир различает человека и грех в нем. Христос сказал, что пришел спасать не праведных, а грешных. 
 
Община Сергия с т. зр. авторов сценария – это некая закрытая секта, только для «своих». Подобный взгляд никакого отношения к монастырю и сподвижникам преподобного Сергия не имеет. Святой преподобный Сергий не мог так поступать. Он был носителем Духа Христа, который молился за распинающих Его, и принимал всех труждающихся и обремененных. Там был совсем другой дух, не «избранничества», а Христовой любви.
 
Совершенно не православные тексты молитв Сергия. Это невразумительный набор слов. Преподобный Сергий был оплотом исихазма на Руси, а Иисусова молитва была главным духовными деланием его и  братии.
 
А где же дух преподобного Сергия? Вершина духовного подвига преподобного – победа на Куликовом поле, которая духовно преобразила Русь, дала силу русскому народу свергнуть ненавистное иго. В сценарии – это практически проходная сцена наряду с другими. Она не становится ни откровением, ни потрясением для зрителя, а несет на себе весь негативный шлейф предыдущих событий и рассуждений «голоса Небес». То, ради чего должен создаваться такой фильм – пробуждение русского духа и прославление памяти преподобного – несет в себе совсем другую, абсолютно противоположную смысловую нагрузку.
 
В сценарии нет драматургии, нет смысловых акцентов, нет главной идеи и логического стержня, скрепляющего весь фильм. По жанру – это документальный фильм с игровыми эпизодами и дикторским текстом на 3 голоса. Задача подобного сценария – «обмирщение» и поругание святыни. Смысловую пустоту авторы сценария прикрывают компьютерными спецэффектами. Но заявленная тема, если бы она была раскрыта должным образом, не требует пластмассовой обертки – набившей оскомину компьютерной графики.
 
Сегодня идет информационная война, прежде всего, в сфере образов – на ТВ и в кинематографе. Фильм «Солнцестояние» - это мощный удар со стороны врагов, целью которого является разрушение наших святынь и образа святого преподобного Сергия Радонежского, как духовной опоры нашего мировоззрения.
 
Что останется в памяти зрителей после просмотра фильма? Компьютерные эффекты с летающими звездами, которые создают иллюзию «профессионализма» и «современности»;  оргии животных,  птиц и насекомых; тающая сосулька во весь экран,  поляна мухоморов,  голубые мотыльки на кресте и над головой Митрофана, сексуально озабоченный Стефан, голый мальчик в реке (7) ,  плачущий над срубленным деревом монах?
 
Авторы сценария, если это русские люди, а не враги Христа, находятся в глубокой духовной прелести. У них нет Божьего дара и духа для того, чтобы возвысить свою душу  к великой святыне – образу преподобного Сергия. Они могут только низвести святыню к собственным непроработанным комплексам и душевным проблемам. «Должно соблазнам придти в мир, но горе тем, через кого они приходят».
 
По сравнению с «Солнцестоянием»  фильм  Лунгина «Царь»  покажется детской забавой. Лунгин очень хорошо понимал, что он делает. Ниспровержение наших героев и святых – это задача врага.  А чем закончил Янковский? Страшная мучительная смерть за участие в кощунстве. Врагам Христа и России нужно поругание наших святынь. Но как русские люди не понимают, куда ведет их вражья сила?
 
Задача врагов, чтобы именно русские люди глумились над своими святынями, чтобы они не просто стали «иудами», а воплотили образы первосвященников-фарисеев, приведших свой народ к гибели, и прорекших, что кровь Христа на них и на детях их. Они хотят, чтобы такими фарисеями, вождями слепых, стали русские люди, особенно деятели кинематографа и ТВ.
 
Вы представляете, какая волна ненависти поднимется на вас после просмотра этого фильма. Чистые души русских людей,  их совесть и генная память не простят вам этой грязи и Оправдание себя тем, что в сценарии якобы воплощены идеи Тарковского, - это попытка прикрыться фиговым листком. Создав в «Андрее Рублеве» образ Руси, как изнасилованной дурочки, Тарковский подал пример своим «духовным наследникам» плевать в наше прошлое и очернять его. Его идеи с успехом были воплощены «певцами перестройки». Вы прекрасно знаете, чем кончил Тарковский. Он обрел «иго» в собственной семье и умер, всеми забытый, на чужбине.
 
Вы можете оправдывать себя возможностью заработать на жизнь в наше трудное время. Но опыт 30 серебренников уже был в истории человечества, со всеми вытекающими последствиями. Не говорите потом, что вы не знали, что творили.
 
С таким смысловым контекстом и подтекстом можно сделать очень хороший фильм, например, об Андрее Тарковском, или, на худой конец, о Никите Михалкове, но не о Светоче Земли Русской.
 
Русские люди, не участвуйте в делах тьмы, не допустите поругания наших святынь.
 
 
Кандидат филос. н., доцент, режиссер       
Гудылина Наталья Анатольевна.
 
 
В сносках даны отрывки из сценария, поясняющие текст.
 
/I/ Режиссёрский замысел Андрея Тарковского воплотили:
 
Авторы сценария: Любовь Кузьмина, Александр Завьялов
 
Режиссёр: Николай Бурляев
 
Операторы: Вадим Юсов, Роман Цурцумия
 
(1) Они лукавы, им приходится то милостыню просить, то разбойничать. Но на лицах мины смиренников и постников.
 
(2) В кадре Стефан, сидящий на пеньке. Глаза его впились в гудящего шмеля, ползающего по цветку одуванчика, потом в дрозда, который «топчет» свою дроздиху, спаривавшихся жуков, стрекоз, мух, бабочек. Куда ни глянет Стефан, всюду разгул плотских страстей. Он слышит громкое любовное воркование лесного голубя вяхиря, призывные лягушечьи трели...
 
Крупно — налитые любовным томлением глаза Стефана.
 
(3) Голос Сергия
 
Пожил у меня игумен, а после пошёл в монастырь свой как молодой — широкими шагами. А то ведь еле плёлся за мною, когда сюда шли. Помолодел будто старец, а ведь было ему много годов-то. И пошёл за ним рой голубой, и плакал, прощаясь со мною, и благословлял, и низко кланялся
 
(4) Голос Сергия
 
Не умел я его удержать, ибо силы его молодые в нём забушевали, и нестерпимо ему стало наше житьё холостяцкое, одинокое. Ушёл он в новую одинокую жизнь, да на пути оставил монашеский обычай, а на любовные утехи направил силу свою. Стефана великое желание плотское одолело, но он в ряске ушёл монашеской и всё умел он в ряске сделать, когда надобно ему было. Я его не осудил, а понял. Он женат был и утехи сии знал.
 
Я же успел только однажды понять, что сие за радость, когда отроком стал: семя само излилось… (В кадре — тающая на солнце сосулька. Вниз срываются светоносные капли. К ночи сосулька замерзает, волшебно сверкая в свете луны.) И так мне стало от сего блаженно, что я испугался: не уйти бы в эти запретные для меня блаженства. Не стал я им предаваться, и убрал Господь от меня радость сию, и не стремился я к ней, а как Иисус, Сын Божий, убоялся. Не на то жизнь моя направилась, чтобы плоти потачки делать, а смирял я её строгим постом и неустанной молитвою. Не понимали родители, почто пощусь, а я так плоть свою усмирял разгорающуюся…
  
(5) Голос Небес
 
Люди судили его по своему разумению, они его подвижничество многотрудное воспринимали как служение Христу Иисусу, а Сергий глубже верил, он в суть Иисуса заглянул, где была любовь и преданность Отцу.
 
Сергий знал, какому Богу молиться. Такие люди редко рождаются в мире, но их земное существование — чёрствый калач, а не пряник. Не для удовольствий плоти приходят они в мир, но для преодоления мук — и всё же благодарят Меня за участь сию. Эти высокие и чистые духом — любимые дети Мои, и не стоит их жалеть за их многотрудную жизнь: она стала колыбелью их духа высокого, праведного, стойкого, и знаком небесным отмечена в мире вечном каждая такая душа. Знак сей — лиловый цвет, от неё исходящий, — цвет святости…
 
(6 ) Голос Небес
 
Я ему посылал небесные знаки и радовался, что Сергий их замечает.
Я дождём проливался, когда он уставал чрезмерно…
 
Сергий
«Спасибо, Отче, надо мне отдохнуть, чтобы усталость моя не испортила дело».
 
(7) Съёмка сверху, «с неба»: Варфоломей раздевается донага — тело будто окружено сиянием. Ныряет в воду — со дна за ним наблюдает рыба, щука может быть. Купается, плывет — плечи опоясаны золотыми морщинами волн. Стволы прибрежных вётел опутаны извилистыми, подвижными бликами — отсветами водяной ряби. Варфоломей возвращается, на мелководье трёт себя песочком, выскакивает на берег.
 
P.S. Посылаю эту статью по просьбе о.Р. Специально для вас я сделала небольшие сноски из текста сценария. Меня никто не просил писать это, но когда я прочла сценарий, из сердца просто вырвался этот крик. Не знаю, как можно все это остановить… Думаю, что Бог не допустит такого кощунства.
 
Враги делают свою работу, а нам нужно делать свою. Есть замысел серьезного  документального фильма, посвященного юбилею Святого Преподобного Сергия Радонежского.
 
С уважением, Наталья Анатольевна. 
 
http://apologet.spb.ru/

   Голосуем
нравится0
не нравится0
+11



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Вы религиозный человек?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика