Авторизация
03 декабря 2024 (20.11. ст.ст)
 

Ангелов слава и демонов язва

Ангелов слава и демонов язва
Крестное знамение, поклоны. Одних смущают эти внешние действия, сопровождающие молитву, и они чувствуют себя в храме неуютно: «Я не умею молиться». Другие полагают, что в этой деятельности и заключается сама молитва. И то, и другое мнение ошибочны. Молитва — это дыхание для души, для нее человек и был сотворен Богом. Значит, молиться могут и должны все.[/i]

На самом деле когда люди говорят «я не умею молиться», чаще всего они имеют в виду, что не знают каких-то правил, по которым следует молиться — в первую очередь в храме. Думают, что для того, чтобы совершить молитву, надо знать на память готовые тексты, и пока уста их механически произносят, тело должно непрестанно сопровождать это какими-то обрядовыми действиями. Но без внутренней потребности все эти действия бессмысленны. Потеряв свои традиции, многие руководствуются увиденным в кино или по телевизору. Именно благодаря киношным штампам наши люди полагают, что верующим в храме надлежит стоять на коленях, со свечами в руках. А поскольку фильмы большей частью импортные, то начинают подражать католикам: складывают ладошки на уровне груди и закатывают глаза, норовят припасть на одно колено, а некоторые, наслушавшиеся экстрасенсов, пытаются подзаряжаться у «намоленных» икон в позе сдающегося в плен солдата…

Молитва у православных сопровождается крестным знамением и поклонами. И то, и другое следует делать правильно и вовремя. Не нужно из этого делать самоцель и некий культ, но стремление к упорядочению в этом будет свидетельствовать об уважительном отношении к церковной традиции, которая насчитывает не один десяток веков.

Начало обычая

С каких времен пришел в Церковь обычай совершать крестное знамение?

«Через длинный ряд веков крестное знамение дошло и до нашего времени, — говорит блаженный Августин, — а что содержит вся Церковь и, не быв установлено на Соборе, всегда было удерживаемо, то по всей справедливости надобно признать апостольским преданием».

Кроме Августина об употреблении крестного знамения всею Церковью по преданию апостольскому свидетельствуют и многие другие отцы и писатели Церкви — например, святой Игнатий Богоносец, Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, Иустин, Лактанций, оба Кирилла (Иерусалимский и Александрийский), Афанасий Александрийский, Ефрем Сирин, Григорий Назианзин и Григорий Нисский, Иероним, Амвросий, Григорий Великий и другие.

Приведем одно из самых ранних свидетельств — Тертуллиана, который говорит о христианах своего века: «При всяком отправлении (progrеssus) и движении, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, на умывальницах, на столах, на светильниках, на ложах, на седалищах — всякий раз, что бы мы ни делали, мы проводим на челе знамение креста». К этим словам он прибавляет: « Если бы ты стал спрашивать о законе писаном, по которому существуют эти и другие подобные учения, ты не нашел бы никакого: ты найдешь только, что предание всего этого утвердил обычай». Итак, обычай совершать крестное знамение идет, по Преданию, от самих апостолов.

Знак креста

Крестное знамение — то есть «знак креста» — один из самых ярких символов Церкви: он напоминает о крестной жертве Спасителя нашего, Господа Иису­са Христа. Крест — это основание самой Церкви и фундамент нашей веры. «Крест — ангелов слава и демонов язва!» — поется за богослужением. Следовательно, относиться к наложению на себя знамения креста нужно со всей ответственностью — как к символическому выражению исповедания своей веры.

Какие-то приблизительные «обмахивания» или «осенения» себя ладонью недопустимы: пальцы правой руки должны быть сложены правильно — три (большой, указательный и средний) в крепкую щепоть, а два прижаты к ладони — и в этом положении должны оставаться до окончания крестного знамения.

Но не нужно и зацикливаться, делать перебор в этом, как секта почитателей, скажем, Пелагеи Рязанской. Не надо хлестать себя, видя особое благочестие в том, что на местах, куда вы налагаете крестное знамение, чуть ли не появляются синяки. Не надо пристально всматриваться, метко ли батюшка «припечатывает» щепоть к пупку и плечам: в облачении ему это делать гораздо сложнее.

Образ падения и восстания

Поклоны могут быть земными и поясными. Некоторые ошибочно полагают, что земной пок­лон — это когда, согнувшись в поясе, человек достает рукой до земли. Это как раз поясной поклон (хотя не обязательно касаться рукой земли, просто согнуться в поклоне надо настолько, чтобы достать рукой до земли стало возможно). Земной — это когда, встав на колени, касаешься головой земли. После этого нужно встать на ноги. Поклон завершен. Некоторые неправильно делают, когда кланяются челом, оставаясь потом стоять на коленях. Такого вида поклонов Православная Церковь не знает.

Великим постом есть такие особенно торжественные моменты в службе, когда прихожане склоняются ниц, то есть делают глубокий земной поклон, приникнув головой (лицом) к земле, и остаются в нем какое-то время — пока Святые Дары переносятся с жертвенника на Престол. Но, собственно, требование Устава здесь таково, что подразумевается лежание ниц.

Бывает крестное знамение, не сопровождаемое поклоном, бывает поклон без крестного знамения. Всеми этими действиями верующие сопровождают свое участие в богослужении, свою домашнюю молитву, чтение и песнопения, возжигание свечей и укрепление их на подсвечнике, прикладывание к святыне и прочее.

Есть правила, которые регулируют порядок совершения и разновидность поклонов и крестных знамений во время богослужения. Не имеет смысла перечислять эти тонкости — они печатаются и в молитвословах, и в Законе Божием, и в отдельных доступных брошюрах.

Чтобы правильно себя вести в храме, надо хорошо представлять себе, что происходит. Нужно смотреть, слушать, наблюдать, запоминать, анализировать, пытаться понять — и все время молиться в простоте сердца, беседовать с Богом своими словами, по-детски и, конечно, стараться никому не мешать.

Нет большого греха в том, что начинающий прихожанин что-то забудет или перепутает. Господь — не надзиратель, и нет у Него цели «подловить» новичка на ошибке и наказать. Он смотрит на сердце человека и, видя в нем стремление постичь смысл происходящего, пошлет ему помощь, вразумит и укрепит. Поэтому главное — чтобы в сердце был порядок.

Дмитрий Романов

http://www.nne.ru/pub.php?id=1002


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Протоколы сионских мудрецов.

Протоколы сионских мудрецов.

ИОАНН ПЛАМЕННЫЙ из книги "Путь к освобождению, или Познание истины" "Задумайтесь и рассудите сами, что лучше: жить разумно
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Вы религиозный человек?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика