По просторам Руси брели полоняне… Было время, и наших так вот гоняли, но полтавская виктория задала новый вектор развития в системе межгосударственных отношений "Россия — остальной мир".
С той победой Северная война не закончилась. В 1710 году в неё вступила Турция, отнявшая обратно крепость Азов. Со шведами продолжали сражаться на суше (к 1713-му изгнав их из континентальной Европы) и на море (о, незабываемое Гангутское сражение 1714 года!).
В конце концов, уже при королеве Ульрике Элеоноре скандинавов окончательно зажали на их исконной территории, что привело к заключению в 1721 года Ништадтского мира. По нему Россия получила выход в Балтийское море, присоединила значительные североевропейские территории и стала державой, с которой отныне должен был считаться любой монарх.
Первый император
В ознаменование нового положения 22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр Алексеевич Романов по прошению Сената и Синода принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого.
Новый образ России-империи тотчас признали Голландия и Пруссия. Шведы «согласились» в 1723 году, турки — в 1739-м, англичане и австрийцы — в 1742-м, французы и испанцы — в 1745-м. А гордая Польша, бывшая почти в вассальной зависимости от России, признала имперский статус только в 1764 году.
Какова была она, та новоиспечённая империя?
Секретарь прусского посольства Фокеродт Иоганн-Готгильф по поручению своего кронпринца (будущего Фридриха II) собрал некоторые сведения. Из его записки мы узнаём о том, что к концу царствования императора Петра количество крестьян и горожан, включая лиц женского пола, можно было оценить примерно в 10 миллионов человек. Русских дворян с семействами считалось до 500 тысяч; чиновников до 200 тысяч, духовных лиц с семьями до 300 тысяч душ. Жители покорённых областей составляли от 500 до 600 тысяч душ. Казаков с семействами на Украине, на Дону и Яике и в пограничных городах считалось от 700 до 800 тысяч. Население Сибири Фокеродт записал в количестве до миллиона человек, хотя точных сведений на этот счёт, наверное, не имел на Руси никто.
Спасая душу
Этот фокеродтов миллион жил, конечно, не сам по себе. Воеводы тобольские управляли делами земными. С 1620 года волею патриарха Филарета и его царственного сына Михаила Романова учреждена была Сибирская епархия.
В 1702 году митрополитом Тобольским и Сибирским указом Петра I был назначен Филофей Лещинский. При нём огромная (10 000 вёрст в длину и 3 000 в ширину) епархия изрядно преобразилась. По-иному зажила и сама столица Сибири.
В 1703 году митрополит добился от царя разрешения открыть в Тобольске славяно-русскую приходскую школу (первую в Сибири). В следующем году Филофей сумел расширить Софийский собор, и Пётр I даже отпустил на резной иконостас тысячу рублей. Напомню, что именно в эти годы царь всячески укреплял армию и переплавлял колокола на пушки. А вот для тобольского храма Пётр вдруг делает такой щедрый подарок.
Не могу замолчать и тот факт, что именно при митрополите Филофее, в царствование Петра Алексеевича Романова, открылся в Тобольске театр. Первое летописное упоминание о представлениях, разыгрываемых учениками славяно-русской школы, относится к 8 (22 по новому стилю) мая 1705 года.
Губернский город
Конечно, такой славный город во главе такого несравненного края должен был обрести новый статус. А тут и областная реформа, проводимая Петром I одновременно с организацией коллегий (министерств), подоспела.
Уезды, которых в начале правления Петра было на Руси 146 (ещё и волости имелись), было решено объединить в губернии, чтобы упорядочить крайне запутанные административные связи.
18 декабря 1708 года вышел в свет царский указ, согласно которому Россия разделалась на 8 губерний. Московская, Ингерманландская (позднее — Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская — это семь.
Восьмой стала Сибирская губерния, «а в ней города Тобольск, Енисейск, Илимск, Тара, Берёзов, Сургут, Тюмень, Томск, Мангазея, Иркутск, Кузнецк, Туринск, Нарым, Верхотурье, Якутск, Нерчинск, Красный Яр, Пелым, Кетск. Поморские: Кунгур, Пермь Великая, Чердынь, Соликамск, Кай-городок, Яренск, да… приписана вновь Вятка, и того 26, да к Вятке 4 пригородка, всего 30 городов» (полное собрание Законов Российской Империи, том 4).
На гербе, увенчанном «алтабасной (парчёвой) шапкой третьего наряда царя Иоанна Алексеевича», красовались два чёрных соболя, стоящие на задних лапах. Передними лапами они поддерживали «золотую пятизубцовую корону», а также «черлёный лежащий лук». Были на гербе и «две крестообразно, остриями вниз поставленные стрелы».
В 1710 году появилась печать Сибирской губернии с эмблемами трёх её провинций — Тобольской, Вятской и Соликамской. На тобольской части печати также скалились геральдические соболя, поддерживающие корону, лук и стрелы.
Первый губернатор
В 1711 году князь Матвей Петрович Гагарин стал первым властителем огромной губернии и дела вёл неплохо. Порядок держал твёрдою рукой, налоги взимал сурово, рекрутов набирал активно. Устраивал деловые и дипломатические переговоры с восточными государствами. Следил за изыскательскими и археологическими работами. Мостовые в Тобольске проложил кое-где. Каменное строительство, опять же, до него начатое, продолжил успешно. И настоящим памятником Матвею Петровичу можно считать созданные Семёном Ульяновичем Ремезовым ворота Дмитриевские, т.е. Рентерею.
Шведов, что под Полтавой пленили, Матвей Гагарин весьма успешно к делам приспособил. Они и Кремль строили, русло Тоболово отводили и ремёсла и искусства развивали.
Только пошли по инстанциям жалобы на Гагарина от дотошного обер-фискала Алексея Яковлевича: заворовался князюшка. Чем же дело кончилось?
Отбившись от допросов в 1715 году и внеся потом в казну 215 тысяч рублей, Матвей Петрович погубернаторствовал ещё некоторое время. А 11 января 1719 года был уволен от должности, попал вновь под следствие. Его уличили во многих тёмных делах. 11 марта 1721 года было велено допросить Гагарина и пытать, а через три дня вынесен суровый приговор — казнить.
Вот и «повис» — прямо под окнами Юстиц-коллегии в Санкт-Петербурге столичном повешен был. Царь Пётр I смотрел на то, а потом приказал пушечный салют дать.
За туманом
А Сибирь-матушка жила. По-прежнему шли во все концы её земли воинские отряды, миссионеры и учёные.
Существует мнение, что именно в XVIII веке начался важнейший этап сибирских открытий. При Петре I изучение Сибири стало поистине государственной задачей. Отныне и планированием, и обеспечением научных экспедиций занимались серьёзные органы, с которых, кстати, по итогам путешествий спрашивали сполна.
Удивительные люди отправились в наши пределы. Например, Даниил Готлиб Мессершмидт — «немец, отдавший России всю свою жизнь» (определение академика Вернадского). Врач, натуралист, художник, латинист, этнограф, отправившийся в 1718 году по указу Петра I в Сибирь «для изыскания всяких раритетов и аптекарских вещей: трав, цветов, корений и семян и прочих статей в лекарственные составы».
И не только ботаники ради. В пути Мессершмидт всерьёз работал над географией и «натуральной историей», занимался археологией, описанием народов и вообще всем примечательным, что попадалось на его пути.
В Тобольске Мессершмидт встретился со шведами, и они передали ему ценнейшую рукопись истории тюрков хивинского хана Абулгази. Он прилагал все силы к тому, чтобы собирать «к древности принадлежащие вещи, якобы языческие шейтаны (кумиры), великие мамонтовы кости, древние калмыцкие и татарские письма и их праотеческие письмена, также каменные и кружечные могильные образы».
Всё тот же Владимир Иванович Вернадский прямо заявил, что именно с 8-летнего сибирского путешествия Мессершмидта «начинается естественнонаучное изучение России».
И за запахом океана
Беринг… Именно этот великий мореплаватель датского рода-племени был приглашён на русскую службу царём Петром.
И походил Витус Ионанессен по Балтике да Азову, повоевал на море с турками. А потом царь взялся за изучение восточных рубежей России, за составление генеральных карт. В 1714-1716 годах, присоединив Камчатку, стали налаживать морское сообщение между Охотском и западным побережьем Камчатки. Пётр тогда повелел искать побережье Северной Америки, и в 1720-1721 годах одна из экспедиций, направившись с Камчатки на юго-запад, достигла середины Курильской гряды, но американского побережья так и не отыскала.
Уже незадолго до своей смерти Пётр Великий направил на Дальний Восток экспедицию, во главе которой встал Витус Беринг. Но о тех великих путешествиях и о том, как они связаны с Тобольском, мы поговорим в другой раз.
Здесь мы вспомнили и Мессершмидта, и Беринга для того, чтобы окончательно утвердиться в мысли, что в петровское время Россия не только объявила себя империей, но и стала ей. Ведь империя — это не только войны, присоединение территорий и прочие контрибуции. Это и научно-исследовательские «атаки» по всем фронтам. Это познание своей страны, осознание её роли в мире.
22 октября (2 ноября) 1721 года Пётр Алексеевич Романов по прошению Сената и Синода принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого.
Дмитрий Карасиер
http://www.t-i.ru/article/27196/