На всей обозримой истории своего существования человек особым образом относился к течению времени, пытался его осмыслить, увидеть тайный смысл в периодически повторяющихся событиях, расставлял памятные вехи, благодаря которым мог возвращаться мыслью к событиям давно минувшим. Даже на необитаемом острове Робинзон делал зарубки на бревне, чтобы не потеряться во времени.
Не теряться во времени важно и в наши дни, когда суета – вещь, сопутствующая, наверно, каждой человеческой жизни, – с особой силой пригибает человека к земле, отнимая у него возможность какого-либо общего взгляда на свою жизнь, на осознание цели собственного существования, своего места в жизни. Церковный календарь дает человеку такую возможность – оторвавшись от земной суеты осознать свое положение по отношению к Богу, и увидеть, насколько явным бывает Его участие в жизни людей, то есть – нас с вами.
Вот и приближающийся праздник, больше известный со своей аграрной стороны как «Медовый спас», дает нам возможность осознать весьма важные вещи. В этот день почитается несколько событий, каждое из которых достойно наименования праздника. Прежде всего это Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В древности в Константинополе каждый год в августе для избавления от болезней, которые в это время года особенно усиливались в городе, часть дерева от креста, на котором был распят Христос, проносилась по улицам с совершением водосвятных молебнов. Благодаря молитвам и силе святыни болезни отступали. Чем не пример нам, современным людям? Случилась беда – молись, прибегай к помощи святыни, и беда отступит, потому что Бог милостив! Как нам важно это знание! Сколько людей впадают в депрессию по самым ничтожным поводам, не подозревая, что помощь так близка!
В память о константинопольских событиях и сейчас существует обычай там, где возможно, в этот день совершать молебны на водоемах.
1 августа в Русской Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную Владимирскую икону Божией Матери и Честной Крест Христов (часть его), пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы. В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и византийским императором Мануилом над сарацинами. Думается, это не случайное совпадение, а еще один пример помощи Божией.
Наконец, этот день имеет особое значение для всех славянских народов Руси: и Великой, и Малой, и Белой. 1 августа (по старому стилю) 988 года совершилось Крещение Руси – благоверный князь Владимир предложил своему народу разделить его выбор веры – креститься в Днепре. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем». Такое вот эпохальное событие.
А уж медовым этот праздник стал впоследствии. Причина этого двоякая, первая – самая что ни на есть сезонная: к этому времени поспевает мед нового сбора. А вот вторая причина – нравственная, – это потребность человека в благодарности. Воспринимая всё приобретаемое как дар Божий, мог ли человек не поблагодарить Подателя всяческих благ?!. Отсюда и обычай освящения меда – это способ выражения нашей благодарности Богу и зарубка на память: всякий раз, вкушение освященного меда будет напоминанием о милости и любви Божией к нам.
Освящение меда будет совершаться в этот день во всех храмах Вологды, и архиерейское Покровское подворье в этом не исключение. 14 августа после праздничной Божественной литургии будет совершаться водосвятный молебен и освящение меда нового урожая.
Кто не сумеет в этот день побывать в храме – пусть не расстраивается: освященный мед можно будет приобрести в лавке Покровского подворья в течение нескольких дней после праздника.
И вкушать с радостью и благодарностью.
Протоиерей Александр Лебедев,
настоятель архиерейского Покровского подворья в Вологде