Начнем
с того, что процитируем слова известного политика, когда он отвечал на вопросы
телезрителей: «…Так хочется ответить, что в
России[/i] все возможно[/i], даже абсолютная
монархия…[/i]». По крайней мере, это была первая часть высказывания. Ко
второй мы вернемся чуть позже. Итак, почему же в России возможно всё? Потому
что «умом Россию не понять…»,- как говорил классик.
В России действует не
столько логический, сколько другой принцип – эмоциональный. Русские
преимущественно живут эмоциями, внутренним миром, хотя не всегда это стремятся
показать. Почему так? Этому факту есть несколько объяснений. Во-первых, традиционно
преимущественно восточное вероисповедание христианства, наложившее свой
отпечаток на культуру русского народа. Не стоит забывать, что русский народ является государствообразующим. Поэтому целесообразно рассмотреть его качества. Спросите любого русского, кто он по
вероисповеданию, и две трети ответят, что православный. А что значит
православный в сознании простого человека? При том, что в лучшем случае человек
будет иметь поверхностное представление о заявленной религии. Православный для
большинства – значит как все, по традиции, так как общность в
русском народе имеет подсознательное основание. Для русского важно соотносить
себя с ментальностью своего народа, тем самым ощущая причастность к общему делу. Для
большинства «православие» – значит правда, справедливость. Это и чествование
народных традиций, и взаимовыручка, и причастность к некоей Миссии, которую
несет народ – отстаивать добро и справедливость. Конечно, к религии как таковой,
данная мотивация имеет опосредованное отношение. Но, тем не менее, такое
осознание православия имеет место быть. Нужно ли требовать от большинства
чего-то большего? Может, и стоит. Но только процесс это длительный.
Причастность к великой культуре уже само по себе хорошо, и, если хранить её, то
человек сам начнет задавать себе вопросы и искать на них ответы. Познание вещь
увлекательная. Русский Народ являлся краеугольным каменем Империи. Так вот когда человек определяет
себя как часть русского народа, он начинает думать, что значит быть русским,
что значит быть православным и так далее. В том числе задастся вопросом – а
почему я живу в самой большой в мире стране? А также: почему наша страна,
несмотря на все её богатства, оказалась в довольно затруднительном положении?
Здесь надо подчеркнуть, что ответ на первый вопрос заключается в том, что
современная Россия – это центральная часть некогда еще более великой Империи.
Что Империю эту создавали наши предки – первопроходцы. И что руководили этим
процессом Цари. Были и издержки. Да, было крепостное право, несмотря на то, что
оно было отменено еще тогда, негативный осадок на душе остался до сих пор. У народов других Империй были рабы из
представителей других народов, а тут тебе на, закабалили собственный народ.
Народ-Богоносец. Не зря еще век назад наши большинство наших
предков называли себя крестьянами. От слова Христианин, между прочим. Народ-воин,
который не раз и не два давал достойный отпор неприятелю. Наложило ли это
отпечаток на менталитет? Несомненно. Но только ли в виде «рабской психологии»
подчинения, как заклинают либералы? Или в затаенной обиде, которая однажды выплеснулась наружу и
продолжает бурлить до сих пор, о чем говорят "левые патриоты"? Дело не только в этом. Не потому ли русский
народ так терпелив? Так сострадателен? К тому же, русские очень изобретательны. Память народная, она подчас выражается
на генетическом уровне. Надо отметить, что не все были крепостными, многие
бежали, а часть и вовсе были свободны.
Но, тем не менее, из песни слова не выкинешь. Что было, то было. И нам все
время чего-то не хватает, мы всегда к чему-то стремимся.
Это стремление
– чуть ли не единственное, что у нас осталось от наших предков. В советсткий период народные стремления приобрели материалистическое выражение, духовность продолжала развиватсья "под спудом". Уравниловка и отсутствие мотивации разбудили дремавшее приспособленчество. Нам надо уходить от понимания России как одного большого "со-беса", - со слов того же политика. Мы можем мобилизовываться и плодотворно трудиться, особенно в вынужденных обстоятельствах. Неужели для этого нужна только внешняя причина? "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"? Пора нам взрослеть и делать выводы на будущее.
С тем, кто мы, вроде все
понятно. Осталось ответить на вопрос: куда мы идем и по тому ли пути?
крест на перевале "Русский путь"