Богородица на царском престоле в красной царской порфире. На голове Ее - венец, а в руках - скипетр и держава - знаки царской власти. На коленях Царицы Небесной - благословляющий Богомладенец. Лик Пресвятой Богородицы, обычно мягкий и кроткий, на этой иконе строг, а взгляд скорбных очей, наполненных слезами, суров и властен. Божия Матерь Своим изображением на иконе словно говорила, что Она принимает на Себя верховную власть над народом, отвергшим Царя - Помазанника. Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа".
Символ этой иконы ясен для духовных очей: через неисчислимые страдания, кровь и слезы, после покаяния, русский народ будет прощен и Царская власть, сохраненная Самой Царицей Небесной, будет России несомненно возвращена. Иначе зачем же Пресвятой Богородице сохранять эту власть?
|
Вот рассказ о явлении иконы.
Крестьянке Евдокии Андриановой, которая жила в подмосковной слободе Перерва, в феврале 1917 года было два сновидения. В первый раз она услышала голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся". Во втором сновидении Евдокия увидела белый храм, а в нем величественную Женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь.
Крестьянка, отправившись в Коломенское, пришла туда 2 марта, а, увидев Вознесенский храм, узнала в нем тот самый, в котором она узрела во сне Божию Матерь. Придя к настоятелю храма священнику Николаю Лихачеву, она сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как ей лучше поступить. Священник пригласил крестьянку в храм, где она осмотрела все находившиеся там иконы, но ни в одной из них не узнала явленного ей во сне образа.
Тогда по совету сторожа настоятель стал искать икону на колокольне, на лестнице, даже в чуланах. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая старая черная узкая икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то увидели на ней изображение: Божию Матерь, восседающую на царском престоле в красной порфире, с венцом на голове, со скипетром и державой в руках. У Нее на коленях - благословляющий Богомладенец Иисус Христос. Именно в этой иконе Евдокия узнала явившийся ей во сне образ, который раньше никогда не был известен.
Все это случилось в тот самый день, когда Россия осталась без Царя. Явлением Своей иконы Царица Небесная как бы свидетельствовала, что теперь Она Сама станет Царицей Русской земли, и будет усердно молить о ней Своего Сына и Бога. В мартовские дни 1917 года в Вознесенский храм в Коломенском стекалось множество народа, шли крестные ходы из окрестных храмов, приходили целые группы с заводов и фабрик, расположенных вокруг Коломенского.
Вскоре всю Россию облетело известие, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Вот что пишет о своей первой встрече с иконой профессор И. Андреев: "В трепете и страхе я приложился к иконе. Долго, молча, сосредоточенно смотрел я на дивную икону, овеянную духовным благоуханием святости и тонким физическим запахом розового масла". Спустя некоторое время Державная икона явила чудо обновления. И. Андреев был свидетелем этого: "Через несколько недель мне вторично удалось побывать в селе Коломенском, и я был глубоко потрясен изменением иконы: она сама собой обновилась, стала светлой, ясной и ..."красной", так как особенно стала бросаться в глаза царская порфира, как бы пропитанная кровью.
Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (мощи которого по милости Божией обретены ныне ), приезжал прославлять явление "Державной". После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист "акафист акафистов". Одна из служб "Державной" и Акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.
"Видящи, Всенепорочная, с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим во славе пребываеши, скорбь верных рабов Твоих, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает нечестивым зловерием, благоволила еси явити нам икону Твою Державную, да вси христолюбивии люди усердно молятся пред нею, верно вопиюще Богу: Аллилуиа" (Акафист иконе Божией Матери "Державной", кондак 2)".
В начале 1920-х годов подлинник Державной иконы отправили в Исторический музей, но уже было создано несколько почитаемых списков с нее, один из которых во все советские десятилетия находился в никогда не закрывавшемся московском храме св. пророка Илии в Обыденском переулке (в 1920-е годы храм называли "оплотом контрреволюции", поскольку его прихожанами были многие дворянские семьи, ученые, бывшие государственные чиновники и военные из числа тех, кто не уехал из России и еще не был отправлен в лагеря) и в некоторых других московских храмах.
Уже в 1990-е годы список Державной иконы был снова принесен туда, где икона была явлена, - в Вознесенский храм в Коломенском. По некоторым сведениям было установлено, что Державная икона Божией Матери до 1812 года принадлежала Вознесенскому женскому монастырю в Москве. В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в селе Коломенском и, вероятно, забыта там на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
| Современные нам духовные люди из церковной среды понимают причинно следственную связь обретения Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения как особый знак.
Храм Вознесения в подмосковном великокняжеском селе Коломенское возведен в честь рождения Ивана IV и был освящён 3 сентября 1532 г. накануне дня, в который за два года до того был крещён наследник Василия III.
Символика нового храма была очевидна. Весь его облик, величественный и торжественный, говорил о Двух событиях: небесном (которое дало ему имя) - о Вознесении Сына Божьего к Отцу, на престол Царя царей, и земном (которое стало поводом к строительству) - о рождении наследника престола Московского государства. Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском в середине XIX в., писал: "Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой след в этом селе, было для меня чудом из чудес... Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломлённый".
Государь Иоанн IV Васильевич Рюрикович, по прозванию Грозный - первый и единственный, безусловно самодержавный Государь.
|
Икона Державная, как подарок России от самодержца и помазанника Божия в годину утраты страной самодержавного правления.
http://tzarskiy-khram.narod.ru/derz.html