Краткая история древнерусского кулачного боя
В мировой литературе посвященной различным видам единоборств авторы, указывая разнообразные источники стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, называют колыбелью развития и распространения боевых искусств Индию или Китай. Но еще раньше, далеко на Севере, жили люди у которых искусство рукопашного боя было доведено до совершенства.
Тысячи лет назад на территории нынешней Европы жили грозные племена индоевропейских народов, которых называли арийцами. В течение веков они распространялись в двух направлениях: на Запад и на Юг.
Смешиваясь с другими племенами они стали называться кельтами, германцами и славянами. Проходя закаспийскими землями получили название иранцев. Как известно именно арийцы, несколько позже, захватили большую часть Индии. Сливаясь, в этническом отношении, с местным населением они принесли с собой свою культуру, язык, свои боевые искусства и психофизическую подготовку, которая сросшись с подобными системами Индии стала называться учением йогов. Система йогов положена в основу всех восточных единоборств: индийских, китайских, японских, корейских и многих других. Но потомки древних ариев - славяне, сохранили тайные методы психической и физической полготовки воинов, веками совершенствуя их, передавая из уст в уста от отца к сыну.
В настоящее время наиболее популярными являются восточные системы единоборств и мало кто знает, что у славян была не менее интересная и даже более эффективная система боевого искусства - кулачный бой.
Славяне великолепно сражались в пешем строю против многочисленной конницы кочевников, а позже - против византийцев, гораздо лучше вооруженных и защищенных. В таких условиях добиться успеха в бою можно было лишь за счет превосходства индивидуальной подготовки бойцов и прежде всего в рукопашной схватке. В те далекие времена, на Руси, обучение военному искусству начиналось когда мальчику исполнялось три года, именно в этом возрасте его впервые усаживали на коня. В двенадцать лет, как полноправный воин он принимал участие в битвах.
Уже в VI веке н.э. славянские воины считались одними из лучших в мире. Так, Иордан, секретарь одного из готских князей, отмечал, что славяне превосходят германцев как телом , так и духом сражаясь со звериной лютостью.
О высоких боевых качествах "роських" воинов свидетельствует тот факт, что их часто приглашали к себе на службу византийские и китайские императоры, сирийские халифы, правители других стран. Славяне обычно находились в составе отборных ударных войск, занимали высокие воинские должности или были телохранителями.
Военно-физическая подготовка славян в феодальный период осуществлялась в основном в процессе различных военных, бытовых и религиозных игр, развлечении и упражнении. В них все больше места занимали самобытные средства физической и боевой закалки: кулачные и палочные бои, различные виды борьбы. Причем, если в античных и других рабовладельческих странах предпочтение отдавалось индивидуальным поединкам, то у славян получило распространение массовое действие - "стенка на стенку", имеющая боле выраженный прикладной характер.
Рукопашная схватка была главным способом ведения боя и подготовка к ней составляла основу боевых искусств. Например, в 1022 году, в поединке князя косожского Редеди и Мстислава Удалого видимое превосходство в росте и силе было на стороне Редеди, что вызвало смех в рядах косогов, предвкушавших легкую победу своего князя, но Мстислав в борьбе поднял противника на вытянутые руки и бросил под ноги. Такая эффективная, убедительная победа привела в смятение и бегство вражеское войско, а русская рать даже не обнажила мечей. Прием борьбы, который и на тренировке провести сложно, был применен в реальном бою. Значит, он серьезно и долго отрабатывался, что говорит о хорошей методической подготовке тренировочного процесса среди ратников и простого населения. Есть много подобных примеров богатырской силы.
В 992 году, около Переяславля печенежский князь сделал вызов Владимиру Киевскому: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются". Когда Владимир решал, кого выпустить, один старый муж предложил своего младшего сына, которого с самого детства никто не бросил оземь. Испытали его разъяренным быком:"... и схватил быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом". ... Когда печенег выпустил своего мужа:"... был он очень велик и страшен. И выпустил Владимир мужа, и увидел его печенег и посмеялся, что он был среднего роста. А когда, схватившись, начали они крепко жать друг друга, удавил муж печенежина руками до смерти и бросил оземь". История сохранила нам имя этого юного витязя - Ян Усмошвец.
В 1022 году Демьян Куденевич с шестью молодцами прогнал целую рать половецкую и, как гласит летопись, выехал однажды совсем один к вражескому войску без шлема и панциря, перебил множество противников и живой возвратился в Переяславль.
А в 1237 году произошел поистине фантастический случай. Воевода Евпатий Коловрат вместе со своим другом вдвоем, встав спина к спине, уничтожили несколько сот отборных телохранителей монгольского хана. Лучшие воины Батыя не могли ничего сделать с русскими витязями. С русской удалью смогла сравниться только механическая сила стенобитных машин, при помощи которых богатырей закидали камнями.
Сложность тренировочных упражнений у славян исходила из особенностей оружия и защитной одежды ратника. Главной защитой считалась кольчуга. Но ни одна кольчуга не могла бы выдержать сильного прямого, колющего удара, поэтому необходима была и подвижность тела, чтобы превращать прямые удары в скользящие. Так родилась техника известного славянского гойдка, усовершенствованного и применяемого позже запорожскими казаками не только против холодного, но и огнестрельного оружия.
Как писал историк В.О.Ключевский, до ХIV века кулачный бой на Руси был тонким искусством ведения поединка, входящим в изощренную систему подготовки воина, когда не только сила, но быстрота, ловкость и умение были критериями победы. Но самым важным было особое состояние духа. А дыханием духа была молитва. Воины-монахи Александр Пересвет и Родион Ослябя перед Куликовской битвой были наставлены Сергием Радонежским - святителем Руси, и благодаря гармоничному сочетанию медитативного состояния с физической подготовкой эти герои повергли врагов своим воинским искусством.
Из глубокой древности до нас дошли сведения о существовании пяти основных стилей одним из которых был киевский. Названия не которых мест дают возможность сделать вывод о большой популярности кулачного боя на Руси. Например, не далеко от Киева есть два небольших городка с древними названиями "Буча" и "Бучанка". С древнеславянского это переводится соответственно, как "драка" и "маленькая драка". По преданию в Буче проводились состязания среди мастеров кулачного боя, а в Бучанке - молодежные.
GRANDMASTER YURIY KOSTROV.