Авторизация
21 ноября 2024 (08 ноября ст.ст)
 

Елизавета Федоровна Романова и её служение


 31 марта 1992 года была канонизирована одна из самых замечательных женщин ХХ века, чью жизнь и служение можно описать лишь двумя словами – «подвиг любви». Она была сестрой последней русской императрицы Александры Федровны. Ее убили через день после расстрела семьи Романовых.



 Елизавета Федоровна Романова и её служение



 За свои 53  года она успела необычайно много, и с самого детства основной чертой ее характера была любовь. Она любила свою бабушку королеву Викторию, своего отца, своего мужа Сергея, приемных детей, сестер  Марфо-Мариинской обители, бедняков, за которыми она ухаживала, православие, которое она приняла в сознательном возрасте, и даже террориста Каляева, к которому она пришла в тюрьму и обещала испросить помилование, от которого тот отказался.



У преподобномученицы Елизаветы была еще одна добродетель, которую редко встретишь в наши дни – она умела быть благодарной и радоваться жизни, несмотря ни на какие трагедии. В 1896 году Елизавета Федоровна пишет королеве Виктории письмо об интригах при дворе, в которое вставляет удивительную характеристику недоброжелателей: «Люди здесь любят нас и опять показали свою любовь тем, что принимали нас очень тепло … А наши враги стараются доказать Ники и Аликс, что нас здесь не любят…Да во всем плохом есть и хорошее. И для нас теперь открылись глаза: те же искренние и настоящие друзья и только немного врагов. Люди будут интриговать и лгать до тех пор, пока существует мир и мы не первые и не последние, которые были оклеветаны».



Очень сложно поверить в то, что эти  строки написаны молодой, 32-летней женщиной – перед нами зрелое и сознательное христианское отношение к своим врагам.






К сожалению, преподобномученице Елизавете еще не раз приходилось проявлять подобную зрелость: в феврале 1905 года ей пришлось собственноручно собирать останки мужа, взорванного террористом. Очевидцы описывают, в каком тяжелом состоянии находилась Елизавета Федоровна, но это не помешало ей снять траурное платье для того, чтобы прийти к умирающему от ран кучеру, который вез Сергея Александровича, и сказать ему, что именно великий князь послал ее к верному слуге.



Житие преподобномученицы Елизаветы и воспоминания о ней сохранили немало примеров ее способности сострадать любому человеку. После основания Марфо-Мариинской обители Елизавета Федоровна долго ухаживала за бедной женщиной, умиравшей от рака. Ее супруг был неверующим рабочим, который под влиянием сплетен возненавидел Церковь и преподобномученицу Елизавету. Каждый день, приходя к своей жене, он видел инокиню, которая очень внимательно и заботливо относилась к больной. Рабочий спросил о ее имени, узнал, что это была основательница обители, со слезами попросил прощения и переменил свой образ жизни.



Эта история может напоминать многочисленные житийные новеллы, рассказываемые для назидания потомков, но к преподобномученице Елизавете меньше всего подходит образ благостной, оторванной от мира праведницы, которая живет в замке из слоновой кости и не замечает происходящего вокруг. Напротив, великая княгиня всегда очень точно отдавала себе отчет в том, что происходит в России. Она была последовательным противником пребывания при дворе Григория Распутина, что приводило к ссоре с сестрой. Существует версия, что именно Елизавета Федоровна поддержала публикацию первой антираспутинской брошюры. В отличие от Александры Федоровны преподобномученица Елизавета никогда не страдала ни меланхолией, ни нервными расстройствами, ни фатализмом. Марфо-Мариинская обитель была построена на деньги, которые Елизавета Федоровна получила после продажи своих драгоценностей. Ее никогда не мучил вопрос объединения с народом. Великая княгиня лично обходила страшные трущобы и Хитров рынок, бывший тогда самым криминальным местом в Москве, вытаскивала оттуда детей, помогала бродягам, и никогда не позволяла себе показать какое-либо презрение к людям.



Подлинно христианское отношение к людям и практичность святой  отчетливо видны в уставе Марфо-Мариинской обители и в отношении к ее насельницам. Сестер она любила, следила за тем, чтобы они хорошо питались и высыпались, отпускала их в отпуск, но не принимала в обитель женщин старше сорока лет, поскольку последние не справились бы с тяжелой работой по уходу за больными.






Присутствие духа и любовь к людям не покинули Елизавету Федоровну и после октябрьского переворота. Однажды  представители новых властей, подстрекаемые толпой, ворвались в обитель. Незваные гости хотели арестовать преподобномученицу Елизавету и вывезти из обители оружие, которое якобы там находилась. Святая попросила у них возможности помолиться, затем пригласила в храм, а после службы красноармейцы подошли ко кресту, не стали обыскивать обитель и удалились, смущенно сказав толпе, что это монастырь и ничего более.



Вскоре преподобномученицу Елизавету арестовали, отправили в Алапаевск и бросили в шахту 18 июля 1918 года. Живых людей сперва забросали гранатами, а затем засыпали землей, но по свидетельству очевидцев два дня из шахты доносилось пение Херувимской. В октябре 1918 года белые раскопали шахту и увидели, что один из погибших вместе с Елизаветой Федоровной – князь Иоанн Константинович - был перевязан ее апостольником. Даже находясь живой в могиле, преподобномученица Елизавета продолжала творить подвиг любви.



 http://www.taday.ru/text/1554913.html?rss_feed=export_all


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Феминизм - это
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика