Авторизация
23 ноября 2024 (10 ноября ст.ст)
 

Видение Страшного суда Христова, бывшее Григорию, ученику преподобного Василия


 Судьи Ветхого Закона. Затем подошел Моисей; лицо его сияло славою Божиею, ризы блистали, как молния. С ним были Аарон, Елеазар и двенадцать мужей, которые пророчествовали некогда о Христе. Между ними были и все судьи израильские, от Гофониила и до пророка Самуила. За ними — Давид, царь и пророк, и все цари израильские благочестивые, и все двенадцать колен израилевых, строго соблюдавших закон Моисея до пришествия Христова и не поклонившихся языческим богам.  

 Первые послужившие Богу. Затем призвал Господь Адама, Авеля, Сифа, Эноса, Эноха, Ноя, Мельхиседека, и прочих святых Своих, мужей и жен. Все они вошли в радость Господа своего, ибо Он повелел служителям Своим дать им достойную награду за подвиги и труды. За ними пришли немногие другие — именно те, которые еще до пришествия Христова исполняли делами своими Закон, хотя и не знали его, и не поклонялись идолам, но чтили истинного Бога. Господь повелел им войти, и они удостоились неизреченной радости.

 Юродивые Христа ради.Затем подошел весьма малый собор, сияющий необыкновенной славой небесной. Со многим дерзновением вошли они во Святой град. Это были юродивые Христа ради, униженные, осмеянные людьми, претерпевшие много зла, за что и удостоились радости.

 Нищие духом. Господь повелел прийти и другим, находившимся на правой стороне, и к Нему приблизилось множество народа; лица всех были прекрасны, ризы их блистали. Это были нищие духом. И они вошли во Святой град.

 Плачущие в молитвах. Затем явилось собрание, покрытое светлым облаком. Господь обратился к ним и сказал кротким гласом:«Войдите, войдите, возлюбленные Мои, в радость Господа своего, пожинайте плоды трудов своих». Это были плачущие.

 Кроткие и смиренные. За ними подошел к вратам Святого града иной честной собор; одеяние на пришедших было световидное, и они вошли в Святой град. Это были кроткие и смиренные.

 Судьи справедливые Нового Закона Христова. После них пришел малый собор. Лица их были чисты, как мед каплющий; ризы их сияли, как свет. Господь с любовию повелел им войти. Это праведные судьи, не требовавшие награды, не боявшиеся сильных, но судившие всех справедливо.

Милостивые. После них призвал Господь другой лик. Пришедшие к Нему были в ризах червленых и с венками на главах; лица их были покрыты миром благовонным. Господь повелел им войти во Святой град. Это были милостивые. Осмотревшись вокруг, я увидел неизреченную славу Святого града, видел прекрасные палаты и множество жилищ, которые должны были наполниться. Вошедших было великое множество, но они, мне казалось, не наполнили и четвертой части тех палат, которые были для них приготовлены.

Миротворцы. Опять взглянул Господь на стоявших по правую сторону. От них отделился малый собор и приблизился к Господу; на всех одежда бьиа бела, как хрусталь, и лица светлы весьма; и они вошли во Святой град. Это были миротворцы.

 Изгнанные за правду. Затем Господь призвал великий полк, сияющий великой славой и честью; с веселыми и радостными лицами они вошли в Святой град. Это были изгнанные за правду, и поруганные, и избиенные без вины; за все, что они перенесли за имя Христово, они вошли в радость Господа своего.

Девственники. После этого пришел другой великий собор; лица их были белее снега, а одежда сияла, как молния; в руках они держали золотые свечи. Этих также с радостью принял Господь и повелел им войти во Святой град. Это были те, которые не осквернили своего девства.

 Жены честные и непорочные. Опять посмотрел Господь на стоящих по правую Его сторону, и подошел к Нему малый собор. Лица их были необыкновенно красивы и румяны, а одежда была бела как снег, головы же украшены венцами. Они пришли и поклонились Господу, и Господь повелел им войти в Святой град, Ангелы же святые прославляли о них Господа. Это были жены, которые честно и непорочно пожили в замужестве и не осквернили ложа своего, к тому же были милостивы и помогали бедным, ходили в церковь на молитву, и за то удостоились наслаждения вечными благами. Увидев это, я спросил водившего меня святого Ангела: «Молю тебя, скажи мне, может ли в этой вечной жизни жена иметь своего мужа, если захочет того, или муж — жену, если они нескверно и в страхе Божием провели временную жизнь?» На это Ангел отвечал: «Здесь нет места желаниям суетного мира; они пришли в вечную жизнь, где нет ничего тленного, плотского, но все они живут, как Ангелы Божий». Я спросил и о многом другом, увиденном и узнанном мною прежде; и святой Ангел Божий все по порядку объяснил мне. Затем я увидел, как святой Крест поднялся с того места, на котором стоял, и, приблизившись к Святому граду, остановился у ворот, где стоял Господь, призывавший Своих святых и вводивший их во Святой град.

 О гневе Господнем на тех, которые согрешили
в Ветхом и Новом Завете. Многое множество грешников стояло по всей земле, как песок морской, от времен Адама и до последнего дня пришествия Христова, от всякого народа и племени. Они стояли с лицами мрачными, злобными, заклейменными печатью отверженников, и трепетали от страха, ужасаясь вечных мучений. Многие и из христиан православных стояли со страхом, не ожидая помилования, потому что были христианами только по имени, но заповедей Христовых не соблюдали. Они наследуют сугубую муку за свое отступничество.И увидел я в руках Господних огненный жезл, которым Он разделил всех грешных по их племенам и народностям, отделил веру от веры и поставил особо повинных в различных ересях; и каждому грешнику определил место.

Отдельно поставил грешников из иудейского народа, которые не сохранили Моисеева Закона, но поклонялись идолам до пришествия Христова на землю. В другой же части оказались те иудеи, которые по пришествии Господнем не уверовали в Него и распяли Его, и соделали много зла святым ученикам Его и апостолам. Господь с гневом посмотрел на запад, и явились молниевидные Ангелы, которые наблюдали за муками, и начали они ввергать грешников в огненное море. Грешники же рыдали: «О, тяжело, тяжело!» — и погружались в огненную бездну. Все это показал мне святой Ангел.

 Об отвергшихся от Христа. После этого огненные Ангелы пошли на ту сторону, где были те христиане, которые во время гонения отверглись от Господа нашего Иисуса Христа. Их постигла та же участь: они были брошены в огненное море. Они громко начали кричать, с мольбою взывая к Богу: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас!» — но не были помилованы.

 О разбойниках и убийцах. Затем Господь отделил иную часть: находившиеся здесь имели одежду и руки, обагренные кровью — это были разбойники и убийцы. Ангелы бросили их в огненное море, они же кричали и плакали, говоря: «Помилуй нас. Страшное Слово Бога и Отца», — но не получили ни от кого пощады. Были здесь и те, которые сами себя удавили, или мечом или ножом закололись, чем оскорбили Бога, а диавола порадовали, — а потому и будут мучимы вместе с диаволом.

 О ворах и мошенниках. После этого были отделены и поставлены особо грешники, все темные и испускающие зловоние; одежда их была разорвана, а на ногах — козлиные кожи. Господь повелел Ангелам взять и этих. Ангелы связали им руки и ноги и бросили в огонь. Это были воры и мошенники. Когда Ангелы бросали их в огненную бездну, огонь разгорался все сильнее; от пламени слышался страшный шум и гром; ввергаемые же грешники скоро опалялись, как сухие тростники.

 О клятвопреступниках. Таким же образом отделились и другие от стоявших по левую сторону Судии и стали против Него. В ноздрях их кишели черви, из уст исходило зловоние; одежды их были очернены дымом, а лица мрачны. Они навлекли на себя гнев Господень тем, что были лживы и клятвопреступны и многим причинили вред, забыв о Боге. За это Господь и передал их в руки злых и немилосердых Ангелов, которые схватили их и подвергли мучениям. В муках грешники просили пощады, но им не было помилования.

 О гневливых, свирепых и злопамятных. После клятвопреступников от стоящих по левую сторону Господь немало отделил .грешников, покрытых тьмой и имевших дикие лица, скрежещущих зубами, с языками, свисающими изо ртов, как у собак; из глаз их сыпались искры. Это были гневливые, злые, злопамятные, завистники, клеветники, насмешники и ругатели. И этих Господь осудил на страшные муки, и Ангелы-мучители бросили их туда, где червь неумирающий. Они же горько плакали; вместо слез из глаз их текла кровь, — но пощады им не было.

 О тех, которые делали всякие несправедливости. Затем было отделено очень много таких, у которых лица были очернены сажей, одежда замарана кровью и гноем, ноги отекшие и посиневшие. Эти грешники оставались безответными пред обличающим их Богом, так как ни исповедью, ни милостынею не очищали душ своих от грехов и не умилостивляли тем Судию. Но более всего они осуждаются за то, что не воздерживались от гнева и не прощали обижавшим их. От Ангела, который был со мною, я узнал, что, действительно, прощением обид своим ближним люди приносят себе большую пользу на Страшном суде. Строгий Судия является им кротким, и они смело могут сказать Ему: «Прости нам, так как и мы прощали». И Господь не только им прощает, но и Царство Небесное дарует. Но горе тем, которые не захотели воспользоваться этою добродетелью для приобретения своего спасения, в особенности же тогда, когда им воспрепятствовала в этом их гордость. Желая отмщения, мы замышляем зло против своих врагов, но в действительности не можем им причинить вреда, потому что Бог разрушает злые замыслы; вредим же только самим себе, так как теряем всякую надежду на спасение. В самом деле, никакой враг не может причинить нам столько зла, сколько мы сами себе причиняем, и тем губим себя. Если же кто сам себе не вредит, тому не может повредить и сам сатана; и врагов у такого не будет, если он сам себе не враг. Из этого следует заключить, что мы должны поносить и презирать самих себя, а не своих ближних. В числе стоявших по левую сторону были и те, которые предавались объядению и пьянству. И на этих разгневался Господь, и Ангелы схватили их и ввергли в огонь.

 О прелюбодеях. Затем Господь отделил от стоящих на левой стороне весьма большую часть. Их одежда была испачкана грязью, в волосах ползали черви. Из глаз исходила кровавая пена, лица были гнойны. Черви точили их внутренности и самое сердце, на ногах висели пиявки, которые пили их кровь, а из ноздрей исходил смрад, как от мертвого трупа. Увидев их, Господь разгневался и сказал: «Род прелюбодейный, в похотях своих блудивший, да пойдет он в муку вечную».Услышав это, они заплакали и закричали: «Помилуй нас, Боже, и пощади Свое создание! Хотя мы и согрешили, но от Тебя не отступили, и не поклонялись богу чужому». И тогда Ангел вострубил три раза, и Господь сказал: «Отойдите от Меня, проклятые, чтобы Я не видел вас; если бы слезы и покаяние вы принесли прежде смерти, то могли бы очиститься от грехов, а теперь, находясь в муках, и сам сатана кается! Нет, отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный!» И тотчас Ангелы схватили их и бросили в огненное море.

 О монашествующих. Далее отделил Господь от стоящих по левую сторону весьма большой полк в иноческом одеянии. Ангелы схватили их и повлекли пред судилище Христово. Увидев их, я пришел в недоумение: как это бывшие иноками ради Христа оказываются теперь на левой стороне? Лица их были мрачны, как сажа, они держали потухшие светильники, без масла. На шеях их виднелись леность и небрежность в образе птиц — сов. Над ними висели задумчивость и неряшливость, как змей, а непокорливость, как тяжкое железо, обхватывала хребет их. Господь посмотрел на них строго и укоризненно, за то что одолели их страсти, что они не исполнили своего обещания и были рабами своих плотских страстей. Они же начали взывать: «Помилуй нас, так как мы Тебя одного признавали и Святому Твоему имени служили день и ночь, Твоим именем прогоняли бесов и прорекали будущее». В ответ Господь сказал им: «Отойдите от Меня, служители страстей и любители похоти плотской. Отойдите в муку вечную. Вы не слушали прежде Моего голоса, теперь Я вас не слушаю». И Ангелы повлекли их в огонь вечный и тяжкую муку.

И сказал мне святой Ангел, что при кончине мира монашеский чин почти весь попадет в погибель, потому что мало таких, которые возлюбили труд, и смирение, и злострадание. В конце века начнется царство сатаны, который всякими кознями многих привлечет к себе, больше же всего таких, которые не возлюбили Христа ради нищету, злострадание и смирение, а потому легко поверят прелести антихристовой, отвергнутся от Христа и навеки погибнут.

 О младенцах, не просвещенных святым крещением. И после этих отделил Господь от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Посмотрел Господь на них и сжалился над ними с кротостью. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их за то, что не просветили их святым крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное наслаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня. Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение. Это были младенцы, не принявшие святого крещения. Возрастом все они были одинаковы.

 О еретике проклятом Арии и его соборе. После этого отделил Господь от левой стороны нечестивое соборище Ария. Составлявшие этот собор имели лица, как у самого сатаны, головы их змееобразны, а из уст исходили злосмрадные черви. Господь грозно посмотрел на них, в особенности же на Ария, который многих соблазнил в свое лжеучение, уча, что Сын Божий — тварь и не Единородный, не единого существа с Богом Отцом. Господь сказал ему: «Не Я ли Богочеловек Иисус Христос, соприсносущный Отцу: как же ты Мое Божество низвел в тварь и этих прельщенных тобою людей довел до вечной муки?» Сказав это, Господь отвратил от них лицо Свое. Ангелы же огненные внезапно схватили их, возложили на них тяжелые железные вериги и бросили их в лютейшую муку, где сам сатана с бесами и Иуда предатель мучаются, и все нечестивое сборище сатанинское.

 О еретике Македонии и его соборе. И еще схватили грозные Ангелы и привлекли к Судилищу Христову нечестивое соборище Македония. У них лица были дики и свирепы, как у тигров разъяренных. Из уст их исходили смрад и зловоние, глаза их сверкали сатанинской злобой. Обратившись к лжеучителю Македонию, Господь сказал: «Если Я не буду обличать тебя, то Святой Дух, похуленный тобою, придет и осудит тебя, потому что Он есть Истинный Бог». И вдруг все Силы Небесные и святые Божий торжественно и победоносно воспели Божественную песнь, прославляя Святого Духа: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сый, и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия| скверны, и спаси, Блаже, души наша. Прииди и явися, да посрамится похуливший Тебя всескверный лжеучитель Македонии». По окончании пения с высоты воссиял свет великий озарение огненное, пресветлое, и заблистали молниистрашные. И явился Престол, сделанный как будто из изумруда, на котором Господь Дух Святый — Утешитель — в образе белого голубя парил над Престолом Праведного Судии, Единородного Сына Божия. Ангелы и собор праведников Божиих прославили Отца и Сына и Святого Духа — Троицу Единосущную и Нераздельную. Таким образом был посрамлен скверный Македонии со своими единомышленниками. Затем явились Ангелы огненные, и, бивши их немилосердно веригами, низвергнули в бездну адскую. А Святой Животворящий Дух взошел со славою туда, откуда сошел.

 О еретике Несториии его соборе. После этого грозные Ангелы отделили соборище нечестивого ереси начальника Нестория. Лица их были мрачны и отвратительны. Господь грозно посмотрел на них и призвал соблазнившего их. Нестории тотчас предстал пред Господом. И сказал ему Господь: «О скверный и безумный лжеучитель и совратитель душ многих, которые ты отторгнул от единства святой Моей вселенской Церкви и ввел в погибель! Я Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во двою естеству и во едином лице покланяемый и прославляемый от всех тварей». Последователи Нестория стояли, пристыженные, и безответно молчали. Потом пришла Святая Владычица наша Богородица с сонмом святых и со святыми Ангелами к Сыну Своему и Богу, неизреченным светом сияющая и преукрашенная великолепной славой. При Ее появлении святые Ангелы воспели Ей хвалебную песнь: «Радуйся, сподобившаяся быть Матерью Христа Бога!» Услышав это, нечестивые вострепетали и посрамились. Святые Ангелы, связывая их веригами и бия огненными палицами, ввергали в бездну ада — туда же, где были уже Арий и Македонии. Святая же Царица Небесная со славою отошла в Горний Иерусалим, прославляемая небожителями.

 О северианах, и иных еретиках, и иконоборцах. После этих отделили святые Ангелы от левой стороны другой собор. По виду они были, как идолы — очень свирепы и страшны, и грызли друг друга, как собаки. Это были севериане, и иные им подобные еретики, и иконоборцы. Одни из них говорили, что Господь наш Иисус Христос плоть Свою принес с Небес, а не заимствовал ее от Пресвятой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа. Иконоборцы же истребляли пречистые изображения Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых угодников и Ангелов Божиих. И, глядя на Господа Иисуса Христа, отвращали взоры от стыда и говорили друг другу: «Поистине осуетились мы в жизни нашей, не желая поклоняться святым иконам». Другие же отвечали им: «Нет, правильно поступали мы: потому что это призрак, а не истинный человек, а как можно изображать привидение?», — это те, которые думали, что прежде Воскресения плоть Господа нашего Иисуса Христа была нетленной. Господь грозно посмотрел на них и обличил их в их заблуждениях, говоря: «Отступите от Меня, делатели неправды, поскольку сами вы отверглись от Меня, истребляя и попирая святые Мои изображения. Я Сам благоволил еще при жизни Моей, чтобы воздавалась честь Моему образу, и для этого послал Мой нерукотворенный образ князю Авгарю. От него и от образов Пречистой Моей Матери совершаются бесчисленные чудеса. Безумные, изображения земных правителей вы почитаете, а Мой образ обесчестили. Идите же в муку вечную, к учителю вашему сатане». И Ангелы стали ввергать их в бездну огненную.

 О многих других еретиках. Еще призвал Господь толпу еретиков, и пришли они, понуждаемые грозными Ангелами, и стали пред Ним; лица их были мерзки и отвратительны. Господь грозно посмотрел на них и изрек: «О, несмысленные и безумные развратители! Я Господь, Сын Божий во двою естеству — естеством Бог и естеством Человек, как учили и утвердили святые отцы Вселенских Соборов, говорившие Моим Святым Духом. Как же вы осмелились извратить учения и повеления их? Вы в гордости своей заблуждаетесь и от диавола прельстились своими лжеучениями. Отойдите от Меня, проклятые, в муку вечную». После этого позвал Господь Ангелов, которые и с этими сделали то же, что и с прежними еретиками.

Молю же вас, отцы и братия, прочитавшие это: пусть никто не усомнится в справедливости сказанного, помышляя, что грешному, недостойному, худому мужу не могли быть открыты такие тайны, которых от начала века никто из великих святых не сподобился видеть. А между тем многие из них сподобились получить от Бога великие дарования, каждый по своему достоинству. Открыл же мне все это Господь не потому, чтобы я был достоин, а по молитвам святого отца моего Василия. Что удивляться Божию смотрению? Или вы не знаете, что тайну Воскресения Своего Господь открыл прежде всех женщинам? И пастухи первые узнали о Его рождении, и неблагородные и необразованные рыбаки сделались проповедниками Его учения. И во многих Божественных Писаниях вы найдете примеры замечательных и чудесных дарований многим святым. Одним давались откровения, другим — иные чудеса, подобно тому, как и у апостолов усматриваем различные дары Духа Святого. Я последний из людей, и то, что мне было открыто, я излагаю здесь, дабы принести пользу тем, которые прочтут сие. Все это я не сам собою измыслил, но если по причине моего невежества и грубости вы здесь найдете что-либо неразумное, то не осуждайте ради этого всего моего писания. Не скроем того, что пишем это для читающих с сокрушенным сердцем, истинно и неложно. Бог нам свидетель, что мы это видели и слышали. Думаю, что никто из право мыслящих не усомнится в виденном и слышанном нами, в особенности же — из изучивших книги Священного Писания, где не мало находится свидетельств об этом. Тем большую пользу получит. Мы же возвратимся к прежнему.

 О евреях, распявших Христа. После этого велел Господь святым Ангелам представить пред Собою великий полк, бесчисленное множество грешников, покрытых тяжкою тьмою. Лица их были покрыты гнойной кровью, и большие бельма были на глазах их, уши помазаны были смолою. В руках они держали конские хвосты, а ноги были искривлены и обуты в ослиные кожи. Они смотрели друг на друга, ужасаясь сами в себе, и шепотом говорили: «О, горе нам! Тот, Которого Анна и Каиафа с Понтийским Пилатом на Кресте распяли, хочет теперь судить живых и мертвых. О, злые соблазнители и прельстители, через которых мы прельстились и не Уверовали в Него, а теперь попали в руки Его, и нет милующего нас. Мы безответны перед Ним. Сколько зла сделали мы Ему Самому и Его ученикам! Если бы мы уверовали в Него и крестились, как и многие Другие из наших это сделали, которых мы теперь видим идущими в Царство Небесное, Он принял бы туда и нас». Когда они, ужасаясь и сетуя, так переговаривались между собой, Господь ангельской трубой возгласил им: «Не Я ли, Господь Иисус Христос, Сын Бога и Отца преклонив Небеса, сошел и родился от Духа Святого и от Святой Девы Марии? На собраниях ваших учил вас и говорил: Я и Отец — одно; и: когда не верите Мне, верьте делам Моим20 , вы видели дела Мои: мертвых воскрешал, слепых просвещал, бесов изгонял и всякую болезнь и недуг исцелял, хромые стали ходить, прокаженные очистились, расслабленные выздоровели. Вы же все это видели, но остались слепы разумом. Меня послушать не хотели, а потому спастись, вечно жить и царствовать не можете. Более того: за все, что Я сделал вам доброго, вы распяли Меня на Кресте, и пронзили руки и ноги, и вонзили в ребро копье. Но не за это Я буду судить вас, а за то, что вы не послушали избранных учеников Моих, посланных обратить вас к покаянию. Вы же не захотели обратиться, но предпочли умереть во грехах». Слыша это, они начали плакать и сокрушаться. Одни били себя в грудь, а другие драли свое лицо, говоря: «Моисей, Моисей, тяжело нам! Где ты теперь? Прииди, и если ты заслужил милость от Бога, то и теперь избавь нас». Господь снова сказал им: «Так как вы не веровали в Меня, пусть Моисей, которого вы зовете на судный ответ, найдет среди вас невинных. Он обличит вас». При этих словах пред ними явился Моисей в великой славе. Они тотчас узнали его и закричали: «О Моисей! Ты дал нам Закон; мы его сохранили, как ты нам заповедал, и только не приняли теперешнего Судию, но распяли и убили Его. Скажи нам теперь: Кто есть Этот, и почему ты не сказал нам о Нем в своем Законе? Скажи нам об этом и избавь нас от руки Его, потому что видим, что мы все находимся в Его власти и нас постигло то, чего мы не ожидали. Хочет судить нас, и нет никого, кто избавил бы нас. Помоги нам теперь, находящимся в таком бедствии».



   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Вы за возрождение Православного Самодержавия?
Немного рекламы
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика