Настоятель Троицкой церкви
села Прямухино Кувшиновского района Тверской области священник Андрей
Николаев, а также его беременная жена и трое малолетних детей погибли в
ночь на 2 декабря в результате пожара, произошедшего в их доме в
деревне Далекуши, что находится недалеко от Прямухино.
Прокуратура Тверской
области 4 декабря по факту гибели священника и его семьи возбудила
уголовное дело по пункту "е", ч. 2, ст. 105 УК РФ (убийство,
совершённое общественно опасным способом).
Сразу отметим, что и
сообщения СМИ, и заявления различных официальных лиц о причинах пожара
и обстоятельствах гибели семьи Николаевых, зачастую противоречат друг
другу.
«Коммерсантъ» (05.12.2006)
пишет: «Поводом для возбуждения уголовного дела по статье "Убийство",
как стало известно «Ъ», явились следующие обстоятельства. Во-первых,
входная дверь дома была подперта снаружи стальной трубой, а так как на
окнах были установлены решетки, шансов на спасение у находившихся в нем
людей не было. Во-вторых, возле горевшего дома, по словам местных
жителей, сильно пахло бензином, что может свидетельствовать о том, что
горючее использовали для поджога.
По словам тверского
писателя Владимира Сысоева, дом священника поджигали четыре раза. –
После первого поджога, совершённого почти два года назад в соседней
деревне Лопатино, дом священника Андрея сгорел полностью,– вспоминает
господин Сысоев.– Это, несомненно, сделал кто-то из местных жителей: в
шесть утра Николаев выехал в Троице-Сергиеву лавру, а в 6.45 получил на
мобильный телефон сообщение, что горит его дом. Кто-то знал, что он
уезжает... Весной этого года у него сгорела баня. В результате еще
одного поджога сгорело хозяйственное строение, в котором хранился
церковный инвентарь. Еще несколько месяцев назад отец Андрей просил
помощи и защиты от воров, каждую ночь с ружьем в руках выходил на
охрану храма. "Я не смогу выстрелить в человека, выстрелю в воздух, но
вор будет стрелять в меня",– говорил он.
Писатель Сысоев считает,
что дом священника могли поджечь жители Прямухина, в прошлом
центральной усадьбы колхоза имени Ленина, "которые пьют так, как пить
нельзя". Следствие также подозревает церковных воров и даже сатанистов.
В одном из своих последних интервью отец Андрей говорил: "Меня выживают
из Прямухина, но я дал слово архиепископу Тверскому и Кашинскому
Виктору, что не уеду и буду служить"».
«Труд» (05.12.2006). В
статье «Сожгли из-за водки?» сообщается: «Известно, что незадолго до
гибели священник просил защиты у правоохранительных органов. Более
того, срочно засобирался уехать из села.
Сгорели или были сожжены?
– вот главный вопрос, которым ныне задаются практически все. Слишком уж
подозрительны обстоятельства самой трагедии и происходившее до этого в
селе. По некоторым данным, дверь из охваченного огнем дома была
подперта с улицы. Очевидцы утверждают, что видели в пламени человека за
окнами, который не мог выбраться наружу. Обугленные тела одетых детей
найдены в сенях у самой входной двери, которая так и осталась для них
закрытой».
Замначальника Управления
государственной противопожарной службы по Тверской области Александр
Семяничев отрицает версию о том, что дом священника был заперт снаружи.
В интервью «Известиям» (05.12.06) он заявил: «Пока о злодеянии и
преднамеренном умысле говорить рано. Прошли слухи, что дверь Николаевых
подперли трубой. Это вымыслы. Я был на месте происшествия. Никакой
трубы там не было».
О предыдущих поджогах
«Известия» пишут следующее: «Семья священника Андрея в мае 2005 года
стала погорельцами. Во вторник стало известно, что до того пожара
неизвестные несколько раз поджигали и церковь в селе Прямухино, где
служил отец Андрей. По факту поджога и кражи церковной утвари был
задержан и осужден местный житель. – Но он явно был не один, –
рассказали "Известиям" в селе. – В милиции сказал, что прочёл в
московской газете объявление, что магазин покупает антиквариат, вот он
и забрался в церковь. Там было много всего старинного. Словом, его как
бы чёрт попутал. Но он явно крал по чей-то наводке. Причём не из
местных, а приезжих.
После этого, как уже
упоминалось, сгорел дом Николаевых. Отец Андрей обратился в РОВД
Кувшинова, но там ему отказали в возбуждении уголовного дела, заявив,
что дом его сгорел от замыкания электропроводки. – Но это полная
ерунда! – говорит «Известиям» одна из жительниц Кувшинова. – Все знают,
что дом батюшки подожгли. У нас здесь пожары от поджогов чуть ли не
каждую неделю. Здесь ведь так: если не сговорчив, сразу жгут. Вообще,
город страшный. На улицах ни души, ни одного фонаря. Не только
подростки, но и взрослые не высовываются на улицу без надобности».
«Православие и мир»
(04.12.2006): «Несколько месяцев назад священник просил помощи и защиты
– как сообщали СМИ, местные жители спиваются, а отец Андрей не давал им
разворовывать церковь, чтобы приобретать спиртное. Односельчане и
священники Тверской епархии придерживаются мнения, что эта смерть не
была случайной – отцу Андрею и его приходу угрожали, а его дом уже
поджигали».
Как сообщает «РИА Новости»
(05.12.2006) «Тела жены и детей священника Андрея Николаева, погибших
во время пожара в собственном доме в Тверской области в ночь на
субботу, были найдены в неестественных позах, свидетельствующих о
насильственной смерти. Об этом во вторник «РИА Новости» сообщил
представитель МЧС, работающий в интересах следствия на месте трагедии.
"Положение тел погибших свидетельствует не в пользу версии о несчастном
случае. Тело священника было найдено в одном углу дома, а тела жены и
детей – были свалены грудой в другой части дома", – сказал
представитель МЧС.
Вместе с тем, он
подчеркнул, что следствие, проводимое прокуратурой, отрабатывает все
версии, не исключая ни одной из них. "Пока не завершится экспертиза
материалов, взятых с места пожара, ничего определенного сказать будет
нельзя. Поэтому пока мы не отвергаем ни одной из версий: ни убийства,
ни самоубийства, ни несчастного случая", – отметил собеседник
агентства».
В свою очередь, один из
заместителей областного прокурора, начальник следственного управления
прокуратуры Тверской области Михаил Соколов «категорически опроверг
предположения о том, что погибшие скончались насильственной смертью» и
заявил, что «священник Андрей Николаев и его семья умерли от отравления
углекислым газом» («Росбалт», 05.12.2006).
Михаил Соколов также
полагает, что сейчас рано говорить о том «был ли совершён поджог, или
это замыкание электропроводки». Он уточнил, что для расследования
уголовного дела в область приехали криминалисты из Генпрокуратуры,
которые в настоящее время работают на месте происшествия. «Назначено
множество экспертиз, которые определят причину пожара», – отметил
Соколов («РИА Новости», 05.12.2006).
А телеканал «ТВЦ»
(05.12.2006), фактически в пику заявлениям Соколова, сообщает: «В
прокуратуре Тверской области отвергают версию неосторожного обращения с
огнём и не сомневаются, что причиной смерти семьи священника стал
поджог».
В этом же сюжете
телеканала «ТВЦ» приводится интервью первого заместителя прокурора
Тверской области Александра Семёнова, который заявил: «На сегодняшний
день известно, что в доме жили благочестивые люди, они не
злоупотребляли спиртными напитками и не курили. Газовым оборудованием
они не пользовались, печь не работала на этот период. В этом помещении
производился ремонт электропроводки в прошлом году. Электропроводка
была снабжена автоматической защитой».
Как видим, заявление
первого зампрокурора области Семёнова, в отличие от заявлений другого
прокурорского зама – Соколова, позволяет с большей уверенностью
предполагать именно поджог.
По сведениям
информагентства «Regnum» (04.12.2006) «На место происшествия выехали
самые грамотные криминалисты, проводятся пожаротехнические, технические
и прочие экспертизы. Установлено, что середина дома, площадью 8 на 12
метров, уничтожена полностью, из-под обломков (в разных частях дома!)
извлечены части тел погибших, которые направили на судмедэкспертизу.
Печь в доме на момент возгорания не работала, газом семья не
пользовалась, никто не курил, новая электропроводка с автоматической
защитой была поставлена в 2005 году, что исключает версию о случайном
возгорании в доме, вследствие неисправности электробытовых устройств и
отопительных систем».
«Российская газета»
(05.12.2006) приводит иные данные: «Версий возгорания дома несколько –
от неисправности электропроводки до поджога. В пользу первой говорит
тот факт, что на пожарище обнаружены подключённые к сети
электронагревательные тэны большой мощности. В пользу второй –
предыдущий пожар в доме священника, а также разговоры о якобы имевших
место быть угрозах в адрес батюшки со стороны местных жителей. К этой
версии в самой деревне относятся скептически».
Стоит отметить, что в
ранних сообщениях СМИ, как правило, говорилось, что «согласно основной
версии следствия, поджог совершили местные жители, неоднократно
покушавшиеся на ограбление храма» («ИТАР-ТАСС» 04.12.2006).
Позднее стали сообщать,
что следствие «не исключает и бытовую версию. В настоящее время
рассматриваются три версии – умышленное убийство, неосторожное
обращение с электроприборами и конфликтные отношения в семье между
супругами» («GZT.Ru», 06.12.2006).
«Мы также рассматриваем
версию конфликтных отношений в семье между супругами», – о таком
сомнительном предположении следствия журналистам поведал начальник УВД
по Тверской области, генерал-майор Александр Куликов («РИА-Новости»,
06.12.2006). Не исключено, что количество выдвинутых милицией странных
версий будет увеличиваться.
«Коммерсантъ» (06.12.2006)
отмечает, что «с основной версией о мотивах гибели семьи священника
правоохранительные органы еще не определились».
Крупнейший российский
коллекционер икон Виктор Бондаренко считает несостоятельной версию о
том, что священника и его семью могли убить из-за того, что отец Андрей
обладал какими-то особо ценными иконами и отказывался их продать
«антикварной мафии». Бондаренко, в частности, отметил: «Пока с иконой
не поработает профессиональный реставратор, никто ее ценности
определить не может. Тем более какой-то там залётный убийца! А если уже
узнал реставратор – знают все! Когда находят нечто особенное, это
становится главной новостью в кругах ценителей. Я имя этого священника
впервые слышу, значит, ничем особо ценным он не обладал. И в любом
случае за иконы семьи не сжигают» («Комсомольская правда», 06.12.2006).
Что касается жителей
злосчастного села Прямухино, то они заявляют, что в трагическом событии
«замешан криминал, и полностью и категорически отрицают версию того,
что поджечь дом священника мог кто-то из односельчан, из местных
жителей. Местные жители говорят, что врагов у отца Андрея не было, а,
наоборот, его все любили и уважали» (Радио «Маяк», 05.12.2006).
Однако большинство СМИ
склонно предполагать, что в поджоге виновен именно кто-то из спившихся
жителей Прямухино. Многие комментаторы рассуждают, отчасти справедливо,
об одичании и деградации современной российской деревни. Но, как
правило, забывают упомянуть о том колоссальном вкладе в деградацию
деревни, который внесли российские власти своими «реформами» за
последние 15 лет.
Приводим некоторые из комментариев.
«Российская газета»
(05.12.2006). Журналист программы "Улица твоей судьбы" Никита Русланов
описывает нравы односельчан священника так: «"Многие из жителей
вернулись из мест не столь отдалённых. Например, там живет женщина,
которая отсидела за то, что зарубила своего сожителя. Но и сожитель был
человек непростой: отец Андрей однажды застукал его с топором в кустах
неподалеку от собственного дома. Оказалось, что соседи что-то у него
украли, и теперь он ждал их, чтобы тоже у них что-нибудь спереть.
Кстати, те жулики потом сгорели заживо в собственном доме. Это точно
был поджог, потому что их нашли привязанными к стульям".
По словам Русланова, отец
Андрей боролся с пьянством в деревне не только словом, но и делом: не
пускал пьяных в церковь, давал людям работу при условии, что те не
будут пить. Так, одному из местных жителей он поручил возить на машине
своих детей в райцентр в музыкальную школу, но однажды водитель пришел
пьяным, и отец Андрей уволил его. "Насчет этого человека после первого
поджога у отца Андрея даже грешным делом были нехорошие подозрения.
Тогда он чудом остался жив, потому что накануне с семьей уехал, но об
этом никто не знал. Это его и спасло. В том, что это был поджог, отец
Андрей не сомневался: уезжая, он автоматически – дом-то деревянный –
отключил все электроприборы и выключил пробки"».
«Труд»
(05.12.2006) пишет: «В минувшем октябре отец Андрей выступал по одному
из центральных телеканалов («ТВЦ» – А.Т.). Говорил о том, что ему и его
семье угрожает опасность. Рассказывал о том, что ему приходится лично
охранять храм от воров.
Возможно, для сельского
храма воровство – это вполне обычная история. Иконы из церквей воровали
и двести лет назад. Но за что же убивать простого сельского священника?
Те, кто поджёг дом – а мы будем говорить именно так, потому что,
например, запах бензина на это прямо указывает, – люто ненавидели отца
Андрея. Даже страшно подумать, что люди дошли до крайней степени
жестокости лишь потому, что им не давали спустить на водку церковное
имущество».
Как отмечает главный
редактор журнала "Религия и право" Анатолий Пчелинцев «Одной из главных
косвенных причин страшной трагедии, приведшей к гибели детей, все
средства массовой информации назвали общественный конфликт в селе
Прямухино между отцом Андреем Николаевым и некоторыми жителями села…
Православный священник
пытался организовать и сделать более цивилизованной жизнь самого
обыкновенного постсоветского села, в котором разваливается и церковь
(даже по прошествии 20 лет после перестройки), и жилые дома, откуда
уехали люди, и где остались в основном старушки и те, кому всегда не
хватает средств на алкоголь. В сознании последних правильным, дающим им
свободу жить в разрухе и пьянстве, осталось только представление о
советском атеистическом обществе, да и то искаженное временем, пустое и
агрессивное, где нет места достоинству человеческой личности. Эта
агрессия сполна излилась на священника Андрея Николаева, здорового
русского мужика по виду, который пытался оградить людей от пьянства, от
воровства церковного имущества, от иных греховных действий. По существу
именно стремление научить ответственности и уважению прав другого
человека, обращение к совести было воспринято как покушение на
сложившийся уклад жизни» («РИА Новости», 06.12.2006).
Обозреватель «НГ-Религии»
(06.12.2006) Станислав Минин пишет: «Священник в городе и священник в
деревне – персонажи, вписанные в совершенно разные социальные
контексты. Город – это чувство защищённости, тесная связь с епархией,
стабильная и высокая зарплата, внимание СМИ. Город – это нередко и
общественное реноме, даже шанс мелькнуть на светских раутах. Село –
иная, опасная реальность. Священник не встраивается в сельскую жизнь,
он её организует подчас буквально с нуля. Он не персонаж пасторали, как
это часто представляется в СМИ. Это человек, оставленный один на один с
хаосом, люмпенизацией и деградацией – сухим остатком распада системы
коллективного хозяйства».
В завершении обзора мы
приводим опубликованную «РИА-Новости» (05.12.2006) справку «Убийства
священнослужителей в России. Хроника 1990-2006».
«С 1990 года по данным
Московского Патриархата совершено несколько десятков убийств
православных священников. Среди принявших мученическую кончину:
Протоиерей Александр Мень.
Был убит утром 9 сентября 1990 г. на тропинке к железнодорожной станции
"Семхоз". Неизвестный ударил его тяжёлым предметом (вероятно, топором)
по голове. Священник дошел до своего дома, рядом с которым умер от
потери крови. Предполагаемый убийца – пьяница и уголовник – якобы
просто спутал о. Александра с другим человеком, тем более, что
священник был одет в гражданское платье.
Секретарь митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия игумен Лазарь (Солнышко)
был убит 26 декабря 1990 года в Москве. Обстоятельства убийства были
загадочными, однако правоохранительным органам удалось задержать
сотрудника Отдела внешних церковных сношений МП Михаила Потемкина
(ставшего позднее епископом одного из ответвлений РИПЦ под именем
Мануила (Платова)). Тогда он просидел в Бутырском следственном
изоляторе почти два года. Следствие так и не кончилось судом. То ли
дело замяли, то ли у следствия не было достаточных улик.
Настоятель храма Рождества в Путинках игумен о.Серафим (Сергей Шлыков). 2 февраля 1991 года в квартире на Красносельской улице был обнаружен его труп. Похищены деньги, радио- и видеоаппаратура.
Три монаха Оптиной пустыни: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт.
Убиты 18 апреля 1993 г., на Светлое Воскресение Христово, в Оптиной
пустыни. Преступник Николай Аверин оказался дьяволопоклонником, который
рассказал следствию, что получил "приказ от дьявола".
Настоятель храма Рождества Богородицы села Жарки Юрьевецкого района иеромонах Нестор (в миру Савчук Николай Иванович)
был зверски убит в ночь с 30 на 31 декабря 1993 года в келье
настоятельского дома. Иеромонах Нестор был найден лежащим лицом вниз в
луже крови, распростёртый у распятия Иисуса Христа без признаков жизни.
Тело его было полностью обескровлено. После убийства пропала крупная
сумма денег из дипломата иеромонаха Нестора, которая была пожертвована
ему в этот день предпринимателями на строительно-ремонтные работы в
храме. Следователь прокуратуры А.А. Генералов в месячный срок провел
расследование и Юрьевецкий районный суд приговорил местного изувера А.
Таламонова к четырем годам лишения свободы. Суд счел, что убийца был не
вполне вменяем.
Священник Георгий Зяблицев погиб
в 1996 году. Он был убит по возвращении из-за границы в собственной
квартире после нескольких часов жестоких истязаний. О. Георгий отвечал
за католический сектор и много путешествовал по казенным делам,
распоряжался значительными суммами денег.
Священник Анатолий Чистоусов,
настоятель Михаило-Архангельского храма г. Грозный (с 21.03.1994), до
рукоположения – офицер Российской армии. Был убит 14 февраля 1996 года
в чеченском плену. Вплоть до похищения чеченами (29.01.1996), не взирая
на то, что храм оказался в эпицентре боевых действий (находится
недалеко от бывшего дворца Дудаева), не прекращал окормления паствы,
регулярно совершал богослужения. В новогоднюю ночь 1995 года был
насильно привезён бандитами на грозненский железнодорожный вокзал, где
ему приказали обратиться к держащим оборону российским солдатам с
требованием сдаться. В ответ на это отец Анатолий благословил солдат на
ратное дело.
Архимандрит Петр (Посаднев)
был убит в доме, расположенном на территории Форосской церкви в Крыму,
в три часа ночи 20 августа 1997 года. Ему было нанесено 21 ножевое
ранение в область лица, шеи, груди, перерезаны оба локтевых сустава.
Сам характер повреждений говорил о том, что священника перед смертью
жестоко пытали, пытаясь получить какие-то сведения. По одной из версий
– преступники хотели узнать, где находятся ключи от сейфа, в котором
могли храниться не только деньги, но и папка с компроматом на неких
высокопоставленных граждан. В СМИ муссировалась тема "антирусских"
настроений в Крыму и вообще на Украине.
Протоиерей Александр Жарков
был убит в 1997 г. в Санкт-Петербурге. Незадолго до этого он перешел из
РПЦ МП в РПЦЗ. Причиной убийства явилась борьба за храм св. Елисаветы и
землю, на которой он был построен. Исполнители находились в контакте с
некоторыми священнослужителями, желавшими получить храм.
Настоятель Свято-Никольской церкви протоиерей Михаил Сацюк.
12 октября 1998 г. в Бресте на выезде из города в автомобиле был найден
его труп. Следствие пришло к выводу, что причиной убийства был
экономический мотив, убийца преследовал цель ограбления.
Протоиерей Борис Пономарев.
Убийство, совершенное 16 июля 1998 г. в деревне Ильинская Слобода
Можайского района Московской области, милиция раскрыла довольно быстро.
Как оказалось, со священником расправились трое рецидивистов. Они были
прихожанами его церкви, и протоиерей иногда их приглашал к себе в
гости. Преступники приметили в его доме несколько старинных икон и
решили ограбить священника. Ночью они ворвались к Пономареву, связали
его жену и родственницу, а самого протоирея убили.
Старообрядческий священноинок Димитрий (Расстегаев) зверски
убит в январе 1998 г. в Ярославской области. Причиной смерти его стала
квартира в Ярославле, которую молодой священник собрался продать,
уезжая на новый приход в Белую Криницу. Банда квартирных грабителей,
обосновавшаяся на Ярославщине под вывеской риэлтерской фирмы "Партнер",
убила священнослужителя, расчленила тело и бросила в подпол избы, в
которой началась пьяное застолье. Бандитов поймали только через три
года.
Настоятель храма в поселке Тура Красноярского края иеромонах Григорий (Яковлев),
зверски убит 21 марта 2001 года в Эвенкии: в Туре, в церкви Святой
Троицы. Отсечённую голову священника преступник отнес в алтарь и бросил
ее на престол. Подозреваемый, личность которого, по данным следствия,
до сих пор не установлена, заявил, что он якобы кришнаит и совершил это
преступление по "приказу Кришны".
Настоятель сельской церкви Тихвинской иконы Божией Матери Московского патриархата 85-летний священник Илья Ефимов
был убит в Татарстане 14 октября 2002 г . Его тело было найдено утром в
палисаднике собственного дома. Преступник ударил священнослужителя
тяжелым предметом в висок. Травма оказалась смертельной. Причина
убийства та же – ограбление.
Священнослужители
Украинской православной церкви Киевского Патриархата были зверски убиты
в Киеве. Их тела с ножевыми ранениями были обнаружены 10 декабря 2003
г.
Священник отец Герман
убит 26 июля 2005 года в Чеховском районе Подмосковья. Его тело было
обнаружено в келье монастыря Давыдова пустынь в поселке Новый Быт. У
священника были связаны руки. Кроме того, у него были обнаружены
черепно-мозговые травмы. Вещи в келье были разбросаны, а сейф,
находившийся там же, был вскрыт.
В селе Прямухино Тверской области при пожаре погибли в собственном доме православный священник отец Андрей Николаев,
трое его детей и жена Ксения. Отец Андрей Николаев сгорел с семьей в
ночь с 1 на 2 декабря 2006 года. Дом был облит бензином и подожжён.
Несколько месяцев назад священник обращался в милицию и просил помощи и
защиты. Отец Андрей Николаев каждую ночь с ружьем в руках охранял
церковь от местных воров. Местные жители разворовывали церковь, чтобы
купить спиртное. Недавно дом священника уже был сожжён».
Андрей Трасковский