В 1995 году – первая Чечня, первая война. Я, подполковник Антоний Маньшин, был командиром штурмовой группы, а соседняя вторая штурмовая группа была названа именем героя России Артура, моего друга, который погиб в
Грозненских боях, накрыв собой раненого солдата: солдат выжил, а он
погиб от 25 пулевых ранений (его крещеное имя Андрей) – так группу и
называли: группа Артура. В марте 1995 года группа Артура из 30 бойцов на
трех БРДМ-ах выполняла штатный рейд по блокированию групп боевиков в
Введенском ущелье. Есть там такое место Ханчелак, что переводится с
чеченского как мертвое ущелье, там нашу группу поджидала засада. Засада –
это верная смерть: головная машина подбивается, замыкающая подбивается,
и тебя методически расстреливают с высоток. Группа, попавшая в засаду,
максимум живет 20-25 минут – остается братская могила. По радиостанции
запросили помощь с воздуха вертолетов огневой поддержки, подняли мою
штурмовую группу, мы прибыли на место где-то через 15 минут.
Управляемыми ракетами воздух-земля уничтожили огневые позиции на
высотках, к нашему удивлению группа уцелела, только недосчитались Саши
Воронцова.
Он был снайпером и сидел на головной машине, на БРДМ-е и взрывной
волной его сбросило в ущелье метров 40-50 глубиной. Стали его искать, не
нашли. Уже стемнело. Нашли кровь на камнях, а его не было. Худшее
получилось, он контуженный попал в плен к чеченцам. Мы по горячим следам
создали поисково-спасательную группу, трое суток лазали по горам, даже в
контролируемые населенные пункты боевиков ночью входили, но так Сашу и
не нашли. Списали как без вести пропавшего, потом представили к ордену
мужества. И вы, представляете, проходит 5 лет. Начало 2000 года, штурм
Шатоя, в Аргунском ущелье в Шатойском районе есть населенный пункт
Итум-Кале, при блокировании Итум-Кале нам мирные жители сообщили, что у
них в зиндане (в яме) сидит наш спецназовец уже 5 лет.
Надо сказать, что 1 день в плену – это ад. А тут 5 лет. Мы бегом туда,
по дороге лесенку нашли, уже смеркалось. Фарами от БМП осветили
местность. Видим яму 3х3 и 7 метров глубиной. Лесенку спускаем,
поднимаем, а там живые мощи. Человек шатается, падает на колени и я по
глазам узнал Сашу Воронцова. 5 лет его не видел и узнал. Он весь в
бороде, камуфляж на нем разложился, он в мешковине был, прогрыз дырку
для рук, и так в ней грелся. В этой яме он испражнялся и там жил, спал,
его вытаскивали раз в два-три дня на работу, он огневые позиции
чеченцам оборудовал. На нем наживую чеченцы испытывали приемы
рукопашного боя, то есть ножом тебя в сердце бьют, а ты должен удар
отбить. В горло, в шею, в голову. У нас в спецназе подготовка у ребят
хорошая, но он изможденный, никаких сил у него не было, он, конечно,
промахивался – все руки у него были изрезаны. Он перед нами на колени
падает, и говорить не может, плачет и смеется. Потом говорит: «Ребята, я
вас 5 лет ждал, родненькие мои». Мы его в охапку, баньку ему истопили,
одели его. И вот он нам рассказал все, что с ним было за эти 5 лет.
Вот мы сидели неделю с ним, соберемся за трапезой, там обеспечение
хорошее было, а он кусочек хлеба мусолит часами и ест тихонечко. У него
все вкусовые качества за 5 лет атрофировались. Рассказал, что его 2 года
вообще не кормили. Спрашиваю: «Как ты жил-то?» А он: «Представляешь,
командир, крестик целовал, крестился, молился, брал глину, скатывал в
катышки, крестил ее, и ел. Зимой снег ел». «Ну и как?» - спрашиваю. А
он говорит: «Ты знаешь, эти катышки глиняные были для меня вкуснее, чем
домашний пирог. Благословленные катышки снега были слаще меда».
Его 5 раз расстреливали на Пасху. Чтобы он не убежал, ему перерезали
сухожилия на ногах, он стоять не мог. Вот ставят его к скалам, он на
коленях стоит в 15-20 метров от расстрельщиков, человек 8 с автоматами.
Говорят: «Молись своему Богу, если Бог есть, то пусть Он тебя спасет». А
он так молился, у меня всегда в ушах его молитва, это простая русская
душа: «Господи Иисусе мой Сладчайший, Христе мой Предивный, если Тебе
будет угодно, то я сегодня же Тебя увижу, если Тебе сегодня будет
угодно, я еще поживу немножко». Глаза закрывает, крестится. Они
спусковой крючок снимают – осечка. И так дважды – выстрела не
происходит. Передергивают затворную раму – нет выстрела. Меняют спарки
магазинов, выстрела не происходит, автоматы меняют, выстрела не
происходит. Подходят и говорят: «Крест сними». Расстрелять его не
могут, потому что крест на нем. А он говорит: «Не я этот крест надел, а
священник в таинстве Крещения. Я снимать не буду». У них руки тянуться
крест сорвать, а в полуметре от его тела их скрючивает благодать Святаго
Духа и они скорченные падают на землю. Избивают его прикладами
автоматов и бросают его опять в яму. Вот так два раза пули не вылетали
из канала ствола, а остальные три раза пули вылетали, и все мимо него
летели. Почти в упор не могли расстрелять, его только камешками посекает
от рикошета и все.
И так оно бывает в жизни. Последний мой командир, герой России Шадрин
говорил: «Жизнь странная, прекрасная и удивительная штука». В Сашу
влюбилась девушка чеченка, она его на много моложе, ей было лет 16. Это
тайна души. Она на третий год в яму по ночам носила ему козье молоко, на
веревочке ему спускала, и так она его выходила. Ее ночью родители
ловили на месте происшествия, пороли до смерти, запирали в чулан. Звали
ее Ассель. Я был в том чулане, там жутко холодно, даже летом, там
крошечное окошко и дверь с амбарным замком. Связывали ее. Она умудрялась
за ночь разгрызать веревки, разбивала окошко, вылезала, доила козочку и
носила ему молоко. Он Ассель забрал с собой.
Я Саше предлагал завершить школу младших лейтенантов и продолжить
службу, а он отказался. Говорит: «Командир, для меня война закончила 5
лет назад в этой яме. У меня ценности поменялись…». На этом история
только начинается. Он приезжает в Россию, его вроде бы родители ждали
где-то в Костромской области, но они не приняли Асю. А она крестилась с
именем Анна, они повенчались, у них родилось двое деточек, Кирилл и
Машенька. А в семье брань, родителей враг скрутил. Чеченка – вражина,
мучила нашего сына. А он ее любит, а она его. Семья прекрасная.
И тут ко всему прочему на него обрушивают гонения местные ФСБ, потому
что, когда он сидел в плену, он стал свидетелем тайно проведенной
операции по наркотрапу. ФСБ сдала нашу группу, которая хотела
ликвидировать наркотрап, 15 человек наших погибло, и Саша был этому
свидетель. ФСБшникам надо было его убрать, либо в тюрьму- психушку
запечь. На него гонение. Он берет семью и бросается в скитание по всей
необъятной Матушке России. Представляете? Ходит по монастырям,
странничает, ножки его подлечили, медленно они передвигались. Месяца
два-три в монастыре поживут, пока ФСБ не засечет, монахи-братики
предупреждают, он уходит. Монахи своих не выдадут. Так они куролесили 7
лет. Вот встретились мы с ним в Псково-Печерском монастыре. Обнялись,
оба плачем. Он мне все рассказывает. Я его к старцу Адриану повел, а там
народ не пускает. Говорю им: «Братья и сестры, это мой солдат, он в
Чечне в яме 5 лет просидел. Пустите Христа ради». Они все на колени
встали, говорят: «Иди, сынок».
Прошло минут 40. Выходит с улыбкой мой Саша от старца Адриана. Говорит:
«Ничего не помню, как будто с солнышком беседовал». А в ладони у него
ключи от дома. Батюшка им дом подарил, который от одной старой монахини
монастырю отошел. А самое главное мне Саша при расставании сказал, когда
я его спросил, как же он все это пережил: «Я два года пока сидел в яме
плакал так, что вся глина подо мной мокрой от слез была. Я смотрел на
звездное чеченское небо в воронку зиндана и искал моего Спасителя. Я
рыдал как младенец, искал моего Бога». «А дальше?» - Спросил я. «А
дальше я купаюсь в Его объятиях», - ответил Саша.