Сейчас даже с трудом верится, что в стране и области в 20-е -30-е годы активно велась борьба с религией. Атеистическая пропаганда с каждым годом набирала темпы, использовались различные формы и методы борьбы с «религиозным дурманом». В области был создан союз безбожников, а в районах действовали кружки и ячейки. Первый областной съезд союза безбожников прошёл в 1928 году. Затем состоялась читательская конференция безбожных газет и журналов. На этой конференции была поставлена задача резко увеличить подписку на эти издания, распространение безбожных книг. В области был объявлен «месячник книги». Цель данного месячника заключалась в том. чтобы все библиотеки, избы-читальни, клубы, красные уголки и школы запаслись новейшей безбожной и естественнонаучной литературой применительно к запросам безбожных ячеек и кружков по рекомендованным спискам облоно и союза безбожников.
Такая работа проводилась и в Бутурлиновском районе, где имелись свои активисты-атеисты. Этот период нашёл своё отражение и в названиях. В Бутурлиновке на протяжении многих лет существовал переулок Безбожников, который располагался между улицами Октябрьской и Петровской. Вообще слово «безбожник» в тот период было очень распространено. Им называли сёла, союзы, клубы, кружки. Под Воронежем до 2008 года существовал посёлок Безбожник.
Пройдут годы, и всё, как говорится, «вернётся на круги своя». Словами, имеющими отношение к православной вере. будут называть воскресные школы, ансамбли, клубы. Это «Радонеж», «Рождество». «Пересвет» и другие. Значит, истории свойственно повторяться.
Вера в Бога у русского народа оказалась сильной, потому что она формировалась веками. Вот почему, как ни пытались в советское время вытравить её из народа, до конца так сделать не удалось. Партийные и комсомольские организации вели постоянную антирелигиозную пропаганду и агитацию, организовывали различные массовые мероприятия в противовес религиозным праздникам. На страницах районной газеты и в стенной печати часто звучал призыв: «Атеистам - наступать!». Особенно пристальное внимание атеистической работе в советский период уделяли партийные и комсомольские организации колхоза имени Чапаева, что располагался в Пузеве. И не случайно, так как здесь действовала православная церковь.
Райком партии постоянно призывал местных идеологов бороться с «религиозным дурманом». Местный партком регулярно составлял план мероприятий по борьбе с религией, мобилизовывал на это самых активных коммунистов. Внедряли новые советские праздники и обряды. Например, проводы русской зимы, масленица, торжественная регистрация браков и новорождённых. Последние делались для того, чтобы вытеснить церковные венчания и крещения.
Несмотря на это, люди не забыли дорогу к храму. Секретарь парткома того же колхоза 3. Теслина в своей статье в районной газете за 1968 год посетовала на то, что при проверке выяснилось, что многие коммунисты имеют у себя дома иконы, крестят своих детей, чем нарушают требования устава партии. В 1966 году в селе из 119 новорождённых окрестили 96. Автор с удовлетворением отмечает, что благодаря наступательной атеистической работе количество крещений сократилось.
В ходе перестройки всей социально-экономической и общественной жизни в стране конца XX века люди больше стали проявлять интерес к истории православия, святым местам, биографиям святых и их деяниям..
А.Т. Докучаев "Бутурлиновские церкви"