«Обращаюсь к Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко и законодательной власти ввести мораторий на смертную казнь, чтобы затем совсем ее отменить», - отметил Митрополит Тадеуш Кондрусевич в интервью для Catholic.by, говоря о последних событиях в белорусском обществе - смертный приговор, вынесеннный Владиславу Ковалеву и Дмитрию Коновалову.
Владислав Ковалев и Дмитрий Коновалов признаны виновными в совершении террористического акта в минском метро 11 апреля 2011 г.
- Ваше Высокопреосвященство, в связи с процессом над Владиславом Ковалевым и Дмитрием Коноваловым, обвиняемыми в совершении ужасного террористического акта в минском метро 11 апреля 2011 г., и вынесением им смертного приговора началась горячая дискуссия о высшей мере наказания. Как Католическая Церковь смотрит на эту проблему?
- Прежде всего нужно отметить, что никакой террористический акт не может быть оправдан и преступники должны получить справедливое наказание. Согласно учению Католической Церкви, которое на эту тему очень широко представлено ??в Катехизисе, защита общего блага требует, чтобы преступник был лишен возможности творить зло. Усилия государства с целью не допустить распространения поведения, нарушающего права человека и основные принципы совместной общественной жизни, соответствуют потребности защиты общего блага.
Правомочная общественная власть имеет право и обязанность установить наказание, пропорциональное тяжести преступления. Первой целью наказания является исправление беспорядка, вызванного преступлением. Кроме защиты общественного порядка и безопасности людей, оно должно способствовать исправлению виновного.
Если полностью установлена ??личность и ответственность преступника, то традиционное учение Церкви не исключает смертной казни, но только тогда, когда это единственный возможный способ защиты человеческой жизни от несправедливого агрессора. В то же время Церковь призывает к бескровным методам пресечения и наказания преступников, поскольку они наиболее соответствуют конкретным условиям общего блага и достоинства человеческой личности. Сегодня, обращая внимание на возможности, которыми располагает государство для предотвращения тяжкого преступления и обезвреживание преступника, не лишая окончательно виновного возможности исправиться, случаи абсолютной необходимости применения смертной казни уже очень редки, а даже практически уже не существуют. Об этом утверждал при жизни блаженный Иоанн Павел II.
- Иоанн Павел II очень много внимания посвящал защите жизни, в том числе защите осужденных на смертную казнь ...
- Это действительно так. Великий Папа был совестью нашего времени и призывал к сохранению Божьего права, а тем более права каждого человека на жизнь, в том числе и осужденного. Его линию продолжает папа Бенедикт XVI. Он в своем послании на III Всемирный конгресс против смертной казни, проходившем в Париже в 2007 г., подчеркнул, что она является не только посягательством на жизнь человека, но и оскорблением человеческого достоинства.
- Кстати, несколько дней назад Папа опять высказывался на эту тему?
- Действительно, 30 ноября Понтифик обратился к участникам форума, организованного Обществом св. Идия, проходившем под девизами «Для мира без смертной казни» и «Нет справедливости без жизни», с новым призывом к отмене смертной казни в мире.
Папа выразил надежду, что этот форум «станет поощрением к принятию политических и законодательных инициатив ... в пользу отмены смертной казни и дальнейшего развития на пути применения дисциплинарного закона как к человеческому достоинству заключенных, так и к плодотворному сохранения общественного порядка». Это обращение Папы является направлением современного учения Церкви по проблеме, которую мы сейчас обсуждаем.
- Что дальше? Два молодых человека, которым еще жить и жить, ожидают исполнения приговора - смертной казни. Подобные случаи могут быть и в будущем, не дай Бог ...
- Со всей решимостью следует отметить, что жизнь человека является самым большим Божьим даром, который нужно защищать от зачатия до естественной смерти. Даже если преступление было варварским, наказание не должно быть таким, так как согласно учению Христа, мы должны руководствоваться принципом не «око за око и зуб за зуб», но принципом любви, и даже к тем, кто делает нам зло (ср. Мф 5 , 38. 44).
Впрочем, и Православная Церковь, социальное учение которой очень близко к учению Католической Церкви, имеет очень похожий подход к делу смертной казни. В основах своей социальной концепции Православная Церковь также призывает к помилованию осужденных, что дает новые возможности для покаяния преступников.
Принимая во внимание христианское учение по этой проблеме и вспоминая слова Иисуса Христа «милости хочу, а не жертвы» (Мф 12, 7), обращаюсь к Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко и законодательной власти ввести мораторий на смертную казнь, чтобы затем совсем ее отменить , заменив пожизненным лишением свободы, и помиловать всех осужденных к высшей мере наказания. Этого просит Католическая Церковь вместе с Папой и епископами во всем мире для тех стран, у которых еще существует кара смертной казни.
- Благодарим за беседу.