С личностью Николая II непосредственно связано несколько примечательных событий в церковной истории православного Минска.
2 февраля (по церковному стилю) 1898 года в Минске проходило освящение нового храма во имя св.?благоверного князя Александра Невского, что на Военном кладбище. Он был построен как памятник в честь победы в русско-турецкой войне за освобождение Болгарии 1877–1878 годов. После той торжественной церемонии, на которой присутствовали генерал-губернатор и многочисленные высокопоставленные военные, императору Николаю II была послана соответствующая телеграмма. В ответе сообщалось, что «Его Величество с удовольствием выслушал депешу, сердечно благодарит всех за выраженные чувства». Увы, минуло 19 лет, и 2 марта 1917 года истинно верноподданных рядом с царем не оказалось…
22 октября 1914 года государь лично посетил Минск. Свидетельствует историческая хроника: «В соборе (кафедральном Свято-Петро-Павловском.?— П.?Б.) Его Величество был встречен Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Минским и Туровским… с сонмом духовенства. После краткого молебствия… Его Величество поклонился особо чтимой святыне — иконе Минской Божией Матери, копия которой епископом Митрофаном поднесена была Его Величеству при отбытии из храма».
…Я — коренной минчанин и думаю, что почти не ошибусь, если отнесу начало мощного возрождения почитания памяти царственных мучеников в нашем городе к 1990 году. По крайней мере созданные к тому времени Минское городское культурно-просветительное общество «Русь» и движение «Белая Россия» проявляли в этих начинаниях особую активность.
Я хорошо помню, как 19 мая и 17 июля 1990 года в храме св.?Александра Невского нами были заказаны и отслужены панихиды с перечислением всех имен членов царской семьи. И если поначалу все прошло не совсем гладко, то во второй раз служащий священник о. Александр Кищенко (ныне владыка Артемий, епископ Гродненский и Волковысский) произнес прекрасную проповедь в память царственных мучеников.
А еще через год, 17 июля 1991 года, в Свято-Духовом кафедральном соборе (в приделе св.?равноапостольного Мефодия и Кирилла, находящемся в крипте) по благословению покойного настоятеля протоиерея Михаила Буглакова была отслужена отдельная панихида по царской семье. Мне довелось участвовать в ней, уже будучи молодым священником.
То событие нашло отклик в местной печати. Популярный минский еженедельник «7 дней» поместил на первой полосе заметку своего тогдашнего корреспондента Виктора Приходько «Боже, Царя помяни!». Ее текст стоит привести полностью.
«Появление в один из июльских дней в Минском кафедральном соборе портрета последнего российского самодержца Николая Второго вовсе не означало, что он канонизирован православной церковью. Хотя голоса, призывающие объявить императора священномучеником (так в тексте.?— П.?Б.), звучат все настойчивее. На этот раз здесь клириками храма была отслужена панихида по «убиенным членам царской семьи».
—?Проводилась она в семьдесят третью годовщину трагедии, произошедшей в Ипатьевском доме в Екатеринбурге,?— сказал корреспонденту «7 дней» священник отец Павел.?— На службе было многолюдно; присутствовали прихожане, члены молодежных православных братств, некоторых культурно-просветительных обществ, монархических союзов».
С того времени ежегодные поминовения царской семьи стали в нашем городе традиционными, весьма торжественными. Постепенно в повседневный обиход у многих верующих вошло и келейное чтение акафиста царственным мученикам.
5–6 июня 1996 года в Минске состоялась Первая дворянская конференция, организованная Белорусским дворянским собранием. Приглашенный для участия в ее работе, я прочел доклад «К вопросу о канонизации царской семьи», вошедший в опубликованные материалы конференции. Была выражена надежда на скорое прославление царственных мучеников, ведь, по моему мнению, все было подготовлено для этого еще к концу 1996 — началу 1997 года. Однако пришлось запастись терпением…
По особенной милости Божией 17 июля 1998 года, когда совершалось общецерковное поминовение царской семьи, мне посчастливилось совершать Божественную литургию в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Была произнесена соответствующая дню проповедь, к тому же, и это самое главное, на Великом входе с Чашею в руках я дерзнул возгласить имена всех убиенных царственных мучеников, что за истекшие 80 лет произошло в нашем городе впервые.
Но самое важное для почитателей царской семьи событие произошло в июле 2000 года, когда в Минск впервые прибыла чудотворная икона государя (о ней подробно рассказано в 4?м выпуске книги «Чудеса царственных мучеников»). При внесении ее в храмы повсеместно начиналось обильное мироточение различных местных икон (надеюсь, о пребывании чудотворной иконы Николая II на Беларуси кто-нибудь напишет отдельно и более подробно). Мироточили иконы Спасителя, Матери Божией, Николая Чудотворца…
Как можно оценить это явное чудо? Изображенные на иконах встречали мироточивую икону царя Николая II мироточением, т.?е. святые встречали святого как равного себе!
В храм Рождества Крестителя Господня Иоанна, где я тогда был настоятелем, икона была принесена вечером 6 июля, к всенощному бдению накануне нашего престольного праздника. Ведь на такие праздники традиционно положено приглашать самых дорогих гостей. Храм был открыт всю ночь, что у нас обыкновенно бывало только на Пасху. Люди приходили и приезжали в течение всей той ночи, и именно ночью начала мироточить наша храмовая праздничная икона Рождества Иоанна Предтечи, лежавшая с царской иконой на общем аналое.
В самый день праздника после Божественной литургии по обычаю был совершен крестный ход. Я нес чудотворную икону — и как только снял ее с аналоя, на меня буквально нахлынула волна ни с чем не сравнимого, мощнейшего благоухания, которое не оставляло икону до конца крестного хода.
Спустя несколько дней, 11 июля, мироточивая икона царя Николая находилась в магазине «Православная книга», где при значительном стечении верующих был отслужен молебен с акафистом царю-мученику. Благоухание иконы периодически, как бы волнами, накатывало на молящихся и там…
Хочу подчеркнуть: в этом кратком очерке я пишу только о том, чему сам был свидетелем (за исключением двух исторических эпизодов, конечно).
Многолетнее и повсеместное почитание царской семьи церковным народом, молитвенное обращение к ней и благодатная помощь в ответ, явные чудеса от икон — все это завершилось канонизацией Царственных страстотерпцев на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.
Протоиерей ПАВЕЛ БОЯНКОВ