Одной из главных причин современной апостасии является вероотступничество пастырей. Но и ревностный пастырь зачастую оказывается бессилен: сплошь и рядом он остается со своими многочисленными проблемами один на один
Слава Богу, уважаемая газета "РП"!
Настоящий вихрь воспоминаний, мыслей и чувств вызвала у меня статья В. Иванкова "Адольф Шаевич, как духовный отец митрополита Кирилла", опубликованная недавно "Русью Православной". Как клирик Украинской Православной Церкви Московской Патриархии я хочу предложить свои ответы на некоторые поднимаемые "РП" вопросы, поделиться с вашими читателями своими мыслями.
+ + +
1) О евреях и православном отношении к ним
Слыша слово "еврей", я невольно вспоминаю своего школьного учителя истории - добрейшего, великой души человека. В конце 90-х он уехал в Израиль, на историческую родину, и я, пожелав всех благ, крепко пожал на прощание ему руку.
Ученые-генетики установили, что все люди произошли от одной исходной пары. Для Бога не важна национальность христианина. "Нет ни Еллина, ни Иудея, но все едины во Христе", - учит нас Закон Божий. Презрение, оплевательство человека из-за языка, цвета кожи, вероисповедания, к которому человека приучили с детства - противно Закону Божию. Святые отцы согласно учат, что если еретики-иноверцы живут себе тихо, не причиняя вреда православным, то их не стоит трогать.
Но если они сознательно питаются принести православным вред, то тогда святой долг христианина защищать от врагов своих ближних и Отечество. "Кротость и смирение - это не бесхребетность, и они не склоняются перед явным злом. Истинный христианин должен быть бескомпромиссным по отношению ко злу, должен бороться с ним всеми доступными ему средствами, что бы решительно остановить распространение и укрепление этого зла среди людей," - поучает нас прозорливый духовник наших времен, архиепископ Аверкий (Таушев), знаменитый ректор Джорданвилльской духовной школы РПЦЗ. Подобно учат и древние Отцы - преподобный Иосиф Волоцкий, святитель Иоанн Златоуст. Поэтому отношение православного к козням Сиона должно быть непримиримым.
+ + +
2) О том, как многие "хорошие" батюшки становятся плохими
Многие ли знают, какие искушения, духовные битвы встают на духовном пути начинающего клирика Московской Патриархии? К чему должен быть готов молодой священник нашего времени? Как ныне дьявол борется с Церковью в лице её священнослужителей?
Много веков дьявол пытался уничтожить Православную Русь огнем и мечом, явными гонениями. Но кровь мучеников и исповедников рождала веру в сомневавшихся, укрепляла немощных, двигала на подвиг ревнителей. На Руси появлялись духовные и военные вожди, которые раз за разом восстанавливали попранное врагом!
И вот сегодня явное гонение, как устаревшая технология, видимо, отложено в сторону (не навсегда, конечно - на время). Старческое предание донесло до нас предупреждение Отцов: "В последнее время гонение явное заменится гонением тайным. Лжеверующие будут вкрадываться в Церковь, растлевать духовность пастырей, подрывать веру мирян. Тех, кто будет сопротивляться - ожидают кресты тяжких искушений, кресты невидимые - из подлости, коварства, лицемерия и предательства".
Сегодня лжепастыри - формально, чисто внешне выполняющие обряды, обычаи, но не знающие Евангелия и не желающие знать - по гордыне своей - учение Спасителя, вкрадываются в Церковь, наполняя её ссорами, интригами, фарисейством. Когда такой лжеправославный "священник" или мирянин добивается церковной власти - скажем, должности старосты, а то и епископской кафедры - то в первую очередь он служит не Христу, а реализует свои частные амбиции и меркантильные интересы. Окружая себя себе подобными, он с ненавистью устраняет неугодных, буквально растаптывает тех пастырей и мирян, которые пытаются возмущаться или сопротивляются его бездуховности и вероотступничеству. Никогда не забуду, как православные Франции прислали к нам Новые Заветы со специальной пометкой: "Подарок. Продаже не подлежит". А мое начальство тут же, ничтоже сумняшеся, стало... продавать их по 3 гривны!
+ + +
3) О наиболее широко распространенных искушениях, настигающих современных пастырей с самого начала их служения
а) "Матушка". Жена современного священника зачастую становится не поддержкой и опорой в его духовных стремлениях, а "остном бодущим". Ты хочешь привести себя и паству в Царство Небесное, а она жаждет рая земного - здесь и сейчас, на земле - любой ценой и любым способом. Прекрасно зная, что священнику разрешено вступать в брак лишь однажды, будет этим шантажировать. В случае развода она-то может снова выйти замуж, а пастырь - нет, это грозит ему потерей сана. Вот и получается: хочешь угодить жене и теще, остаться "семейным" - вынимай Евангелие из сердца, ставь на полку и иди заниматься в внеслужебное время бизнесом - порсайся в грязи, требуй платы за требы, короче - зарабатывай деньги.
б) "Криминальный причт". Такой причт часто действует как крепко сбитая, спаянная воровством команда. Построив храм, они даже не скрывают, что будут брать "свой процент", помыкать и руководить священником, которого считают "нанятым" ими исключительно для исполнения треб. Опираются таковые на развращенную часть прихожан. Ведь наряду с хорошими верующими приходят в храм и другие - посплетничать, поинтриговать. Это - их "церковная жизнь". Хочешь мира с ними - унижайся, иди на унизительные компромиссы. Пойдешь против, будешь властно учить, обличать беззаконие и грех - вызовешь их неприкрытую ненависть. А потом тебя просто выживут, не стесняясь никакой грязи, с помощью подлости и клеветы.
в) "Церковное начальство". Благочинный и архиерей "де юре" требуют чистоты жизни, благочестия, хорошей службы. А "де факто" - пухлых конвертов с купюрами, стабильности "церковного бизнеса", причем любой ценой. Навсегда мне запомнятся поучения моего архиерея: "Священник без денег - не священник. У кого нет денег - буду слать "в запрет"". Однажды я, миссионер благочиния, ведущий работу на погранзаставе и в местном туберкулёзном санатории, попросил у своего епископа несколько Новых Заветов для раздачи. На что получил обескураживающий ответ от благочинного: "Это никому не надо..." и крепкую выволочку. Чтобы выжить в таких условиях и остаться настоятелем храма, приходилось постоянно лавировать, актерствовать.
+ + +
4) О необходимости сопротивления злу силой
И всё же однажды терпение мое лопнуло. Это случилось, когда узнал, что мой скандальный церковный причт украл 12 старинных икон. Участковый отказался помочь "разобраться" с ворами, не пожелали ссорится с родней и местные селяне. Я написал начальству, но епископ и благочинный, возненавидевшие меня за то, что я "чужой" их клану, передали мое письмо... ворам, обличения и наказания которых я хотел добиться. Припертый к стенке, я не выдержал и дал бой Злу в буквальном смысле, по поучению Иоанна Златоуста: "сокруши уста, ударь по щеке, освяти руку раной, чтоб знали нечестивые, что христиане - спасители государства, строители, заступники и учителя".
В результате - увольнение за штат. Уже будучи за штатом, разгружая цемент, крася заборы и продавая с лотка мороженое на улице, я десятки раз задумывался над своим поступком: так ли я поступил? И пришел к твердому, окончательному выводу - поступил правильно.
Недавно, придя на духовно-миссионерскую работу в наркологическое отделение больницы, я увидел там... молодого иеромонаха. Разговорился и выяснил: несколько лет тому назад хлопец окончил богословский университет в Чехии, принял монашество, священный сан и возвратился на Родину с горячим желанием Благовествовать. А наши монастырские горе-духовники заперли его в скит и "для смирения" заставили убирать из под коров. Завидуя его богословскому дару, лжебратии всячески притесняли его и издевались. В результате духовно растерянный, морально истощенный, он впал в пьянство.
Вглядевшись в его глаза я понял, что он - это я, что такая же участь ждала бы и меня, если бы я вовремя не дал Злу открытый бой.
Мы сели побеседовать и уже через пять минут поняли друг друга. Не выдержав воспоминаний о пережитых ужасах и издевательствах, невольно расплакались. И я еще раз подумал: если бы я не дал тогда отпор злу силой то, наверно, духовно опустился бы. И весьма вероятно, что через пару лет пришла бы на меня в "РП" жалоба от каких-нибудь бдительных прихожанок - про пьющего и сребролюбивого батюшку Николая. И никто бы и не подумал, что заступал-то я на приход хорошим, ревностным иереем...
Вы только не подумайте, что я отказываю нашей Церкви в признании её благодатности и спасительности. Нет, признавая легитимность Таинств УПЦ МП и ее каноничность, я все же считаю, что наш церковный корабль идет, увы, не тем курсом.
+ + +
5) На войне, как на войне
Невольно вспоминаю мрачные пророчества святителя Игнатия Брянчанинова и архиепископа Аверкия Таушева: "Соль теряет свою силу. Церковь может перестать быть Церковью и стать "лже-церковью", имеющей принять Антихриста, как своего "мессию", кроме "малого остатка" истинно верующих, который становится все скуднее и скуднее". Духовному здоровому взору хорошо видно, как "волки в овечьих шкурах" разрушают древние основы Церкви и на ее месте строят криминализованную бизнес-структуру, за обрядами которой - дьявольская пустота.
Знаете, друзья - воюя с жидовским игом и обличая козни сиономассонства, богопротивную Америку и т.д., мы уподобляемся солдатам, которые бьются с вражескими танками и самолетами, но в упор не замечают в своём тылу профессиональных диверсантов - замаскированных, в нашей форме, - убивающих наших командиров, громящих штабы, режущих связь, сеющих панику и беспорядки в наших рядах.
И всё же я не теряю надежды! Один старец так сказал про духовные искушения нашего времени: "Как от христиан первых времен и на огне и под мечем Бог требовал верности до конца, так сейчас среди мук моральных, духовных мы должны героически сохранять веру в Бога". Так что несмотря на модный ныне пессимизм, я искренне верю - Русь воскреснет, а враги Ее будут посрамлены.
Иерей Николай Панько
г. Сарны.