Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил учредить в Росcии дополнительный церковный праздник, день рождения святого благоверного князя Александра Невского, и отмечать его 12 июня вместе с государственным праздником Днем России.
По словам Кирилла, это придало бы празднованию дополнительный общенациональный статус и повысило бы популярность Дня России. По его словам, к празднику 12 июня существует достаточно критическое отношение, поскольку в свое время этот праздник назывался Днем независимости.
"От кого независимость? Если от Киева, то я против такой независимости", - заявил Кирилл. Кроме того, по мнению патриарха, отмечание Дня России и дня рождения Невского в один день расширило бы, географию праздника.
"Русская церковь - это огромное сообщество людей, по своим размерам намного превышающее границы современной Российской Федерации", - заявил патриарх, отметив необходимость заложить основы "русского мира - великого многонационального мира".
Александр Невский, древнерусский князь, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине 13-го века, в конце декабря победил в телепроекте и был объявлен личностью-символом нации. Вторым по результатам голосования стал реформатор Петр Столыпин, который был премьер-министром России в первые годы 20-го века, на третьем - Иосиф Сталин, на четвертом - Александр Пушкин.
Исследователи расходятся в вопросе о дате рождения Александра Невского. Одни источники называют 30 мая (по старому стилю) 1220 года, другие - 13 мая 1221 года.
Александр Ярославович Невский (май 1221, Переславль-Залесский — 14 ноября 1263, Городец) — князь Новгородский (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великий князь Киевский (1249—1263), великий князь Владимирский (1252—1263). Традиционная версия гласит, что своё прозвище «Невский» Александр получил после битвы со шведами на реке Неве. Считается, что именно за эту победу князя стали так называть, но впервые это прозвище встречается в источниках только с XV века. Поскольку известно, что некоторые потомки князя также носили прозвище Невских, то, возможно, таким образом за ними закреплялись владения в этой местности. В частности, семья Александра имела свой дом недалеко от Новгорода.
Невская битва (15 июля 1240) — сражение на реке Неве между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским отрядом. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное прозвище «Невский».
Источники, рассказывающие о Невской битве, очень немногочисленны. Это Новгородская первая летопись старшего извода, несколько вариантов агиографической Повести о житии Александра Невского, написанной не позднее 80-х гг. XIII века, а также более поздняя Новгородская первая летопись младшего извода, зависимая от двух указанных выше источников. В скандинавских источниках упоминания о крупном поражении нет, хотя в 1240 году действительно состоялся поход на Русь небольшого скандинавского отряда (в рамках крестового похода в Финляндию).
В первой половине XIII века шведы и новгородцы совершали завоевательные походы против финских племён сумь и емь, что и послужило причиной их затяжных конфликтов. Шведы пытались крестить эти племена, обратив их в католическую веру.
В этом противостоянии обе стороны стремились поставить под свой контроль Ингерманландию — территорию, прилегающую к реке Неве, а также Карельский перешеек.
Летом 1240 года шведские корабли прибыли в устье реки Ижора. Высадившись на берег, шведы и их союзники раскинули свои шатры в том месте, где Ижора впадала в Неву. В составе войска шведов были норвежцы (мурмане) и представители финских племен (сумь и емь); в войске находились также католические епископы. По предположению Н. И. Костомарова, шведскую армию мог возглавлять зять короля Биргер Магнуссон. Впрочем, шведские источники не содержат каких-либо упоминаний ни о самой битве, ни об участии в ней Биргера. Интересно, что жена Биргера приходилась Александру Невскому как минимум четвероюродной племянницей.Границы Новгородской земли охранялись «сторожами»: в районе Невы, по обоим берегам Финского залива, находилась «морская стража» ижорян. На рассвете июльского дня 1240 года старейшина Ижорской земли Пелгусий, находясь в дозоре, обнаружил шведскую флотилию и спешно послал доложить обо всем Александру.Получив такое известие, князь Александр Ярославич принял решение внезапно атаковать врага. Времени, чтобы дождаться подкрепления не было, и Александр начал сбор собственной дружины. К войску также присоединились новгородские ополченцы.Отряд Александра продвигался вдоль Волхова до Ладоги, затем повернул к устью Ижоры. По пути к отряду присоединились местные жители. Войско в основном состояло из конных воинов, но в нём были и пешие силы, которые для того, чтобы не терять время, также передвигались на лошадях.
Шведский лагерь не охранялся, так как шведы не думали о возможности нападения на них. Воспользовавшись туманом, войска Александра скрытно подошли к неприятелю и застали его врасплох: без возможности создать боевое построение, шведы не могли оказать полноценного сопротивления.
15 июля 1240 года началось сражение. Русские конные копейщики обрушились на центр шведского лагеря, а пешая рать ударила во фланг вдоль берега и захватила три корабля. По ходу битвы войско Александра владело инициативой, а сам князь, согласно летописным сведениям, «на лице самого короля оставил след острого копья своего..»
Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ордена в ближайшем будущем.
Согласно канонической версии, Александр Невский рассматривается как святой, как своего рода золотая легенда средневековой Руси. В XIII веке Русь подверглась ударам с трёх сторон — католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом — Золотой Ордой — и отразив нападение немцев, одновременно защитив православие от католической экспансии. Эта трактовка официально поддерживалась властью как в дореволюционные, так и в советские времена, а также Русской православной церковью. Идеализация Александра достигла зенита перед Великой Отечественной войной, во время и в первые десятилетия после неё. В популярной культуре этот образ был запечатлён в фильме «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна.