Он умер 85 лет назад. Сначала похороны были назначены на шестой день после кончины. Но ни к шестому, ни к седьмому дню малоопытные еще на ту пору самозванные вершители судеб не смогли придумать нового ритуала погребения, должного впредь стать образцом на все времена. Стояли морозы. Заледеневшее тело позволяло не торопиться с организацией и продлить пока прощание с усопшим.
И люди пошли прощаться. Прощались близкие, знакомые, дальние, посторонние, никогда не знавшие. Прощались любопытные, равнодушные. За ними потянулись только что заинтересовавшиеся. Поток людей не прекращался, вести о том распространялись сначала сами собой. И новостью уже становилась не сама смерть, а вот эта затянувшаяся возможность посмотреть на того, кто пришел править из ниоткуда, стал первым и ушел, вызвав смятение: а что теперь? Прежде было понятно, а отныне будет как? Узнавая о том, что, оказывается, можно еще успеть, спохватились обитатели окрестных сел и горордишек. А тогда уж засобирались в других городах и на окраинах…
И решение в уставшие головы сочинителей похоронной церемонии, видимо, пришло само: сейчас, раз уж так удачно все сложилось, кинуть клич по всей стране и поддержать поток народа, а там, глядишь, еще чего на ум придет до оттепели. Зачин же славный получился, особенный такой, невиданный доселе. Сколько уже сотен тысяч? До миллиона далеко? Одно плохо – весна не за горами. А если?..
Наверно, никто не смог бы указать того дня, когда прощание обратилось встречей. Люди рождались после его смерти, вырастали, узнавали о нем, и шли смотреть. Когда и они умирали, все повторялось в новых поколениях. Я видела эти очереди. Я сама один раз стояла в ней. Много часов, около десяти. И тоже, как и все, не могу ответить – зачем? И ведь хотела попасть туда, точно помню! Что я надеялась там увидеть? Почувствовать? Бессмертие? Не знаю. Зато помню странное ощущение обмана, возникшее на выходе. «Ну вот. Видела. Мертвый. И что?»
Много позже, когда уже начались эти бесплодные дискуссии и споры о месте его упокоения, я тоже задумалась: а я-то как считаю? И получалось, что никак. «Ни дна, ни покрышки» – это проклятие. Оно осуществилось. Жалко мне этого человека? Нет. Во-первых, ему было все равно. Во-вторых – никто ему не виноват. Требования «похоронить его по-христиански» кажутся мне анекдотически нелепыми. Он – не христианин, и не о чем тут говорить. Просто убрать с главной площади страны? Ну, допустим. А получится хотя бы без драки? Однозначно, что нет. Даже не стоит объяснять, чем это грозит. Вот что значит: не принимает человека земля - его просто невозможно похоронить. Никакими решениями власти, никакими стараниями ненавидящих и сочувствующих. Не дадут. На пути его гроба к могиле стеной встанут люди, готовые пожертвовать жизнью. Не убивать же их ради мертвеца. Вот в чем проклятие. Не его, а наше.
Но я надеюсь дожить до того дня, когда это случится. Когда его похороны, наконец, закончатся. Они длятся почти сто лет, мы все родились и живем на его похоронах, и конца им пока не видно. Хотелось бы дожить до него. Очень.
Знаю, еще не скоро.
Марина Шаповалова. http://mshapovalova.ru/archives/298
Кто он — Владимир Ульянов-Ленин? До сих пор живы десятки тысяч наших сограждан. которые с религиозным благоговением относятся к мумии вождя, а не так давно ей поклонялись миллионы. "Гений из гениев", — говорят адепты. Да, он был гениальным тактиком и политиком смуты. В 1917 году победил именно он, его партия (хотя февральский капкан для русского народа готовили другие). И по праву победителя Ленин основал новое государство.
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 (22) апреля 1870 года в Симбирске, небольшом волжском городе. Отец его, Илья Николаевич Ульянов, был инспектором, а позднее попечителем народных училищ губернии. Он придерживался либерально-консервативных взглядов. За заслуги получил чин действительного статского советника (1874) и звание потомственного дворянина.
Позже старший брат Александр станет примером для Володи. Александр поступил в Петербургский университет, где увлекся революционными идеями. Ульянов вошел в группу, готовившую покушение на царя Александра III. Но заговор был раскрыт.
Старания матери спасти сына — отец умер годом раньше — оказались напрасными: Александр взял вину на себя и 8 мая 1887 года вместе с четырьмя своими товарищами был повешен.
Смерть отца, смерть брата... Володя испытал сильнейшее психологическое потрясение. Он потерял веру не только в государство, но и в Бога. К тому же от семьи Ульяновых отвернулись многие из тех, кого считали прежде друзьями. Понимание проявил лишь директор гимназии. Он порекомендовал юноше, окончившему гимназию с золотой медалью, поступать на юридический факультет не в Петербурге, а в Казани.
Поступив на юридический факультет Казанского университета, он вскоре оказывается исключенным после студенческих волнений. Его старший брат Александр казнен в 1887 как участник народовольческого заговора с целью покушения на жизнь Александра III. Молодой Владимир блестяще выдерживает экзамены в Санкт-Петербургском университете,
Тогда же он становится марксистом, встречается в Швейцарии с Плехановым и по возвращении в столицу в 1895 году основывает "Союз, борьбы за освобождение рабочего класса". Его тут же арестовывают и после тюремного заключения ссылают в Сибирь на три года. Там он пишет работу "Развитие капитализма в России", опубликованную в 1895 и направленную против народнических теорий. По отбытии ссылки он в 1900 покидает Россию и основывает в эмиграции газету "Искра", которая призвана служить пропаганде марксизма; одновременно распространение газеты позволяет создать достаточно обширную сеть подпольных организаций на территории Российской империи. Тогда же он принимает псевдоним Ленин и публикует в 1902 фундаментальный труд "Что делать?", в котором излагает свою концепцию партии профессиональных революционеров – немногочисленной, строго централизованной, предназначенной стать авангардом рабочего класса в его борьбе против буржуазии.
В 1903 на II съезде РСДРП происходит раскол между большевиками (руководимы- ми Лениным) и меньшевиками, не- согласными с такой концепцией партийной организации. Во время революции 1905 он возвращается в Россию, но с началом столыпинской реакции вынужден вновь отправиться в эмиграцию, где продолжает непримиримую борьбу со всеми, кто не приемлет его взглядов на революционную борьбу, обвиняя в идеализме даже некоторых большевиков. В 1912 он решительно порывает с меньшевиками и начинает из-за границы руководить легально издаваемой в России газетой "Правда".
С 1912 он живет в Австрии, а после начала первой мировой войны перебирается в Швейцарию. На конференциях в Циммервальде (1915) и в Кинтале (1916) он отстаивает свой тезис о необходимости преобразования империалистической войны в войну гражданскую и одновременно утверждает, что в России может победить социалистическая революция ("Империализм, как высшая стадия капитализма").
После Февральской революции 1917 ему позволено пересечь на поезде Германию, и он, сразу же по приезде в Россию взяв в свои руки партию большевиков, ставит вопрос о подготовке второй революции (Апрельские тезисы).
В октябре он – не без некоторых трудностей – убеждает своих товарищей по борьбе в необходимости вооруженного восстания, после успеха которого проводит декреты о мире и о земле, а затем руководит "строительством социализма, в ходе которого ему не раз приходится преодолевать упорное сопротивление, как, например, по вопросу о Брестском мире или по профсоюзным и национальным проблемам.
Обладая умением в определенных ситуациях идти на уступки, как это случилось с принятием новой экономической политики (НЭП), неизбежной в условиях полной разрухи в стране, Ленин проявляет исключительную непримиримость в борьбе с оппозицией, не останавливаясь ни перед разгоном в 1918 Учредительного собрания, ни перед изгнанием из страны "контрреволюционной" интеллигенции в 1922.
В.И. Ленин (Ульянов) Последняя фотография
Уже будучи тяжело больным, он все-таки пытается в конце 1922 – начале 1923 участвовать в принятии решений и выражает возникшие у него опасения в заметках, позднее известных под названием "Завещание". Еще около года он фактически не живет, а доживает, разбитый параличом и потерявший речь, и умирает в январе 1924.
Бунин о Ленине
«...Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек — и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет? На своем кровавом престоле он стоял уже на четвереньках: когда английские фотографы снимали его, он поминутно высовывал язык: ничего не значит, спорят! Сам Семашко брякнул сдуру во всеуслышание, что в черепе этого нового Навуходоносора нашли зеленую жижу вместо мозга; на смертном столе, в своем красном гробу, он лежал, как пишут в газетах, с ужаснейшей гримасой на серо-желтом лице: ничего не значит, спорят! А соратники его, так те прямо пишут: "Умер новый бог, создатель Нового Мира, Демиург!"
...И если все это соединить в одно — ...и шестилетнюю державу бешеного и хитрого маньяка и его высовывающийся язык и его красный гроб и то, что Эйфелева башня принимает радио о похоронах уже не просто Ленина, а нового Демиурга и о том, что Град Святого Петра переименовывается в Ленинград, то охватывает поистине библейский страх не только за Россию, но и за Европу...
В свое время непременно падет на все это Божий гнев, — так всегда бывало...»
Из выступления в Париже 16 февр. 1924 г
Горький на сметь Ленина:
М. Горький. В. И. Ленин