Авторизация
29 марта 2024 (16 марта ст.ст)
 

Святая София и большевики



Об авторе: Владислав Викторович Ушаков - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии Государственного университета управления.



В.Н.Муравьев. Сочинения. В 2 книгах. – М.: ИМЛИ им. А.М.Горького, 2011. – 704 и 720 с.



 



Русское философское наследие продолжает возвращаться к читателю, но теперь в основном уже не за счет массовых переизданий, а благодаря кропотливой работе исследователей в архивах. Тексты, собранные сотрудницей Института мировой литературы РАН Анастасией Гачевой, составили основу двухтомного издания сочинений оригинального религиозного мыслителя Валериана Муравьева (1885–1930). Сын царского сановника, сделавший успешную дипломатическую карьеру в Российской империи, после революции он испытал на себе все тяготы жизни «бывших людей». Философ был осужден в 1929 году за антисоветскую агитацию и умер в заключении. Не установлены даже точная дата и место его смерти.



До сих пор читающая публика была знакома с Муравьевым только по нескольким статьям и брошюре «Овладение временем». Поэтому имя Муравьева хотя и известно любителям истории русской мысли, но масштаб его творческого наследия не мог быть оценен по достоинству. Ныне наконец опубликован opus magnum философа, «философская мистерия» «София и Китоврас», множество его религиозно-философских статей и докладов, письма советским вождям, а также литературно-художественные опыты. Становится ясно, почему сотрудники библиотеки ВСНХ писали доносы на своего нелюдимого коллегу, бывшего князя, что тот «сидит целыми днями, строчит свои частные работы», перепечатывая их на казенной машинке.



Собрание сочинений Муравьева – важная веха в ряду архивных публикаций последнего времени, по-новому освещающих судьбы религиозной метафизики в условиях общества, строящего социализм в отдельно взятой стране. Философия, разрабатывавшаяся в кружках евразийцев, космистов, имяславцев, мистически настроенных математиков, творивших в эпоху между революцией и Второй мировой войной, становится интересным свидетельством связей советской идеологии и русской религиозной и мистической традиции.



Искания русских религиозных метафизиков не во всем чужды большевистской идеологии. Общими для них оказываются идеи сильного государства, сакральной власти, особой духовной миссии России. Философия религиозного мистицизма и сталинизм при всей их внешней противоположности явились продуктом схожих общественных устремлений первой трети XX столетия. Утопическая идея построения «Нового Града» через тотальную деконструкцию отживших социальных отношений сближает религиозных мыслителей Серебряного века и русских большевиков в их антибуржуазном пафосе. Чаяния Валериана Муравьева – это синтез русской национальной идеи на основе древнерусского духовного наследия, имперского Петербургского проекта и большевизма.



В «Софии и Китоврасе» можно найти характерные черты как православной метафизики, так и эстетики авангардизма 1920-х годов. Это философские диалоги в духе Платона, смешанные с религиозным визионерством и политической публицистикой. Мифологические персонажи русских апокрифов в текстах Муравьева ведут длинные дискуссии о судьбах русской революции.



Риторика тех, кто пытается синтезировать идеологию нынешней России, во многом опирается на мессианские идеи русской философии. Русская национальная идея, в которой переплелись православная мистика и большевистский утопизм, становится все более популярной в российском обществе. Труды Муравьева – одно из тех звеньев, без которых трудно представить себе генезис многих идей, циркулирующих в России сегодня и формирующих основу модернизированной национальной мифологии.



материалы: НГ-Религии © 1999-2011

Опубликовано в НГ-Религии от 18.04.2012

Оригинал: http://religion.ng.ru/printing/2012-04-18/7_sofia.html

   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Гос Дума - легализация преступлений власти

Гос Дума - легализация преступлений власти

Государственная Дума РФ, за 20 лет не приняла НИ ОДНОГО ЗАКОНА
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Феминизм - это
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика