Авторизация
 

Крестом и дланью

<!-- #EndEditable -->
<!-- #BeginEditable "text" -->






И.Е. Репин.

Святитель Николай Мирликийский

спасает трёх невиновных

- Безобразие! Что он о себе думает? Да его самого надо посадить в
тюрьму! - красный как рак, градоначальник города Миры уже почти орал на
членов городского совета. Чувствуя что не прав, ощущая отсутствие
поддержки среди собравшихся в здании Архивов весьма неглупых людей, он
старался напором и голосом быстро завершить неприятное дело.

Выручил градоначальника верный слуга, его вольноотпущенник, учёный грек, ныне начальник городского архива и член совета.

- Воспрепятствовав казни, епископ Николай прилюдно прогнал
палача и позволил толпе отбить приговорённых. Статья 32 римского
кодекса провинции Ликия - организация массовых беспорядков,
самоуправство. Епископа надо арестовать немедленно!

- Кто арестовывать будет? - хрипло рявкнул начальник римского
гарнизона, трибун когорты, расквартированной в городе. - Ты? - римлянин
вызверился взглядом в градоначальника. - Или, может быть, ты? - трибун
повернулся к вольноотпущеннику. - На оружие, иди, арестовывай! -
Выхватив из ножен короткий тяжёлый меч, трибун с грохотом припечатал
его на деревянный стол перед начальником архивов.

- Я? Но почему я? - истерически взвизгнул тот.

- А своих солдат мы не пошлём! Это может спровоцировать ваших
туземцев,- издевательски улыбаясь, объяснил римлянин. И в миг
посерьёзнев, добавил: - Тронь мы хоть пальцем епископа Николая, нам
объявят бойкот, мореходы на своего Николу Угодника едва ли не молятся.
Их невозможно проконтролировать, корабли имеют право бросать якорь в
любом порту Средиземноморья. Кто будет платить налоги Кесарю в Мирах
Ликийских, кто будет кормить моих легионеров?

- Хорошо, не хотите посылать своих легионеров, почему бы не
поручить арест городским стражникам? - всё же нашёл в себе силы
спросить вольноотпущенник.

- Ни один из них не выполнит такой приказ! - сказал, как
припечатал, римлянин и крепко задумался. Перед его мысленным взором
снова возникли картины сегодняшнего утра.

Синее, без облачка небо, яркое средиземноморское солнце,
окружённая мраморными колоннадами храмов и дворцов центральная
городская площадь со сложенным из камня возвышением посередине. На нём
- облокотившийся на длинный меч дюжий палач, вокруг - идеально ровный
четырёхугольник ощетинившихся короткими копьями, прикрывающихся щитами
римских легионеров в блестящих доспехах, охраняющих место казни.
Беснующаяся толпа, истеричные вопли женщин, крики задавленных, мольбы о
пощаде, проклятия градоначальнику, купцам, римлянам, иудеям... И
сухощавый, но крепкий ещё старик в одежде священника с крестами, идущий
прямо на копья солдат римской когорты. О чудо - строй римлян сломался,
легионеры покорно, как овцы, расступались перед ним, некоторые валились
на колени. Трибун не верил свои глазам - те ли это легионеры, в ущелье
Фурий на восточном рубеже не дрогнувшие во время атаки персидской
конницы. Вот где действительно был ад - летели всадники, уши раздирал
лязг железа, крики, тяжкий топот копыт, звуки труб, ржание. Сверкали
поднятые мечи, грозили неминуемой смертью острия длинных копий, но всё
же его легионеры стояли! Чтобы сегодня оробеть и расступиться перед
простым стариком-священником.

Трибун тряхнул головой, прогоняя наваждение. Пожилой раввин,
до этого понуро дремавший на своём кресле, с помощью слуги поднялся на
ноги и на ломаном греческом обратился к собранию.

- В гараде найтутсся луди, спасобные акестовать епскопа
Николая. Слюги мохей синахоги вазьмут его и доставят в тюкму по пкиказу
достопачтенного крадоначальника.

- Достопочтенный равви, я бы на Вашем месте не влезал в дела
управления городом, - зло отрезал римлянин. - Вы присутствуете здесь
лишь с совещательным правом голоса. Сядьте, когда понадобиться
выслушать Ваше мнение, мы сами Вас спросим. Повернувшись к
градоначальнику, римлянин добавил:

-Предлагаю пригласить епископа Николая на следующий совет и
попросить объяснить, почему он вырвал меч у палача и позволил толпе
освободить приговорённых.

Градоначальнику предстояло пережить ужасную ночь. За неправый
суд, взятки, запугивание свидетелей, осуждение невиновных римляне его
конечно не казнят, но имущество конфискуют точно. У них с этим быстро -
казне империи постоянно не хватало денег, чтобы пополнить её,
использовались любые предлоги.

Уже к рассвету, в голове градоначальника родилась единственно
правильная мысль - бежать к дому епископа Николая, каяться в грехах,
молить простить и помирить с обвиняемыми христианами. Захочет крестить
- можно и креститься, конечно, надо будет щедро пожертвовать на
общину...

Разбуженный ни свет ни заря епископ Николай принял
градоначальника. От предложенных денег отказался наотрез. Крестить
обещал лишь после месяца регулярного посещения служб и сугубой
исповеди. Согласился всё же переговорить с обвиняемыми.







Первый Вселенский

Собор в Никее

На следующем городском совете все прежде невинно осуждённые были
оправданы, сохранил свое место и градоначальник. Неправый
первоначальный приговор отнесли за счёт неграмотности обвиняемых и
неточностей в записях писцов. В дальнейшем неправый суд в Мирах
Ликийских больше не творили, а в храме, когда служил святитель Николай,
нередко можно было встретить членов городского совета и римских
офицеров.

Золото градоначальника, отвергнутое Николаем Угодником, через
несколько лет спасёт от голода всех граждан города Мир Ликийских. В
неурожайный год образ святителя Николая явился во сне одному
италийскому купцу и, оставив в залог три золотые монеты, попросил
приплыть в Миры и продать там зерно. Пробудившись наутро и обнаружив
монеты в руке, купец так и сделал.

Святитель Николай твёрдо и мудро управлял делами своей епархии,
не только душевно укрепляя людей, но и зачастую помогая им в
повседневных нуждах. А однажды, святитель спас от злой ереси весь
христианский мир.

 

Город Никея был самым многолюдным в области Вифиния римской
Малой Азии. Расположенный вблизи озера Асканиус на плодородной равнине,
в древности Никея была крупным культурным центром, родиной астронома
Гипарха и историка Дио Кассия.







У мощей Святителя Николая

Именно в Никее в 325 году от Рождества Христова равноапостольный
император Константин собрал 318 самых влиятельных епископов Европы,
Азии и Африки, священнослужителей и монашествующих для выработки
стройной доктрины христианского вероучения. Их собрание вошло в историю
под именем Первого Вселенского Собора.

Собор открыл 20 мая император Константин. Первоначально дискуссия протекала непросто. Многие благосклонно внимали явной ереси.

Среди участников Собора, мало кто мог сравниться в красноречии,
дерзновенности ума и умении убеждать людей с пресвитером Арием из
Александрии Египетской.

Накануне решаюшего дня дебатов Арий гордо заявил своим
последователям: "Если путёем логических выкладок я постигаю истину о
Боге, с помощью своего красноречия убеждаю людей в этой истине, то по
сути мой разум и является истинным, настоящим Богом на Земле!"







Солиды

(монеты времён Святителя Николая)

С трибуны Собора Арий высказывался более сдержанно. Что впрочем ничуть не снижало опасности его речей.

Да, Арий умел выступать перед аудиторией и завоёвывать симпатии.
Начав говорить спокойно, к месту рассказав несколько шутливых эпизодов
о своём неблизком путешествии из Египта в Никею, Арий вскоре перешёл к
богословским темам, гипнотизируя первые ряды яростным взглядом своих
пронзительных чёрных глаз, завораживая людей жестами рук. Арию не было
равных и в знании трудов отцов Церкви. Он так и сыпал цитатами, легко
переходя с латинского на греческий. Большинство слушателей уже не
замечало, что используя человеческую логику и софизмы, Арий несёт
откровенную ересь, отрицая божественность Спасителя: "Иисус был одним
из нас, рождённый в муках девой Марией, он работал плотником, в поте
лица своего добывая хлеб, любил общество друзей-апостолов,
путешествовал, осматривал достопримечательности Иерусалима и Палестины,
пил вино, веселился на свадьбе, праздновал Пасху. Если бы из-за
божественности своей природы, будучи всемогущим, он вовсе не страдал на
Кресте, разве смог бы он этой своей жертвой искупить грехи
человечества? Христианская доктрина о Божественной Троице нуждается в
немедленном пересмотре, Церковь - в радикальных реформах. Новый текст
Символа Веры мы должны принять сегодня же!"

Святые отцы обнаружили на партах перед собой куски пергамента с
новой редакцией текста Символа Веры, являющегося изложением самой сути
христианства. Слова Символа Веры непременно произносил перед крещением
любой становившийся христианином в зрелом возрасте, крещённые в
младенчестве проходят его на одном из первых уроков Закона Божьего.

Гул недовольных голосов возник в рядах собрания. Написанное на
пергаменте сильно отличалось от привычной христианской доктрины. К тому
же пожилой, с посеребрённой сединой бородою епископ Николай из Мир
Ликийских и Афанасий Александрийский одного за другим обходили
епископов, напоминая, что все христиане, начиная с апостолов, веровали
в Божество Иисуса Христа.

Арий выступал уже пятый час, в нарушение всех требований
римского регламента, сурово предписывающего оратору, не уложившемуся в
положенное время, продолжать говорить стоя на одной ноге. Как только
вторая нога касалась пола, речь немедленно прерывалась.

Немногие убеждённые святителем Николаем епископы встали, и
демонстративно повернувшись к выступающему еретику спиной, читали
Библию или просто разговаривали между собой. Если бы новая редакция
Символа Веры была в тот день поставлена на голосование, могло случиться
непоправимое.

Никто поначалу не обратил внимание, что епископ Николай быстро
направился к выступающему еретику. Суховатыми, но всё ещё крепкими,
привычными к корабельному рулю руками Николай ударил Ария и стянул с
трибуны.

Такого не ожидал никто. Надо ли говорить, что следующие часы
были посвящены обсуждению скандального происшествия. Голосование по
новой редакции Символа Веры было перенесено на следующий день, и он был
единодушно отвергнут как явная ересь пришедшими в себя святыми отцами.
Но за самоуправство Николая отцы Собора лишили сана епископа,
священнического одеяния - омофора, и заключили в тюремную башню.

Сладкозвучный перезвон колоколов древнего города плыл над
Никеей. В центральном храме служили благодарственный молебен в честь
утверждения Вселенским Собором истинного Символа Веры христианской.
Почему же так угрюмы лица епископов и духовенства, так горбятся, как
под тяжким грузом, их спины?

Большинство пастырей поклялись не покидать город до завершения
рассмотрения дела святителя Николая, через служек посылали узнику
корзины лучшей еды в добавление к скудной тюремной пище. Но святитель
не изменил своей привычке - есть умеренно лишь раз в день, перед
заходом солнца. Вскоре объевшиеся и накормившие всю родню тюремные
стражники, начали раздавать присланную епископами еду всем желающим, к
башне началось настоящее паломничество бедняков и нищих. Из узкого
тюремного окошка на самом верху башни святитель Николай благословлял
обездоленных людей. В народе пошли слухи о чудесных исцелениях,
прозрениях и раскаянии ростовщиков и преступников. В толпе,
собиравшейся у башни, неоднократно замечали одетых в простую одежду
епископов, вместе со всем народом валившихся на колени при появлении в
оконце святителя Николая.

Наконец, одному из участников Собора было видение. Он поведал
всему священству, что во сне видел как Богоматерь и Сам Господь вручают
Евангелие и омофор святителю Николаю. Казалось, только того и ждавшие
епископы упросили власти освободить Николая из темницы, вернули ему сан
епископа и прославили как великого Угодника Божьего.

Первый Вселенский Собор успешно завершился, утвердив Символ
Веры, порядок празднования Пасхи и осудив арианскую ересь. Николай
Угодник дожил до глубокой старости, неизменно помогая в бедствиях всем
людям, не только верующим, но и язычникам. У спасаемых им он всегда
вызывал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь. Ныне мощи
святителя покоятся в храме во имя Святого Николая в итальянском городе
Бар. На Руси хранится множество чудотворных икон Николая Угодника.
Каждый русский город, каждый храм благословлен такой иконой по молитвам
святителя.

http://www.russdom.ru
рейтинг: 
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Подписка на новости
Посетители