Авторизация
29 марта 2024 (16 марта ст.ст)
 

Паисий Святогорец. Правила жизни


Паисий Святогорец. Источник: pravoslavie.ru

Паисий Святогорец. Источник: pravoslavie.ru

Афонский старец — об излишнем комфорте, испорченных нервах, нелюбимой работе и испытаниях брака

12 июля — день памяти преподобного Паисия Святогорца, монаха Афонской горы и нашего современника. Вселенский патриархат причислил Паисия к лику святых в январе 2015 года, а с мая его имя включили в святцы Русской православной церкви.

Паисий, грек по происхождению, подвизался на святой горе Афон в 50-х годах XX века. К концу своей жизни — а скончался он в 1994 году — Паисий стал, пожалуй, самым известным старцем Афона. К нему за советом шли люди со всего света, а кроме того, старец оставил миру обширное литературное наследие — дневники, письма, размышления о жизни и предназначении человека.

Ко дню памяти святого «Русская планета» собрала наиболее примечательные его наставления — о семье, войне, браке, воспитании детей и о том, что большинство скорбей мы придумываем себе сами, забывая о том, как много нам дано.

О выборе пути

После 30 выбрать жизненный путь уже непросто. И чем больше прожитых лет остается у человека за спиной, тем больше трудностей он испытывает.

Юному легче приспособиться к выбранной жизни — будь то брак или монашество. Погляди: люди, вступившие на путь семейной или монашеской жизни в молодом возрасте, до самой старости сохраняют детскую простоту.

Верующие на пасхальной службе в храме Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в Сочи

Верующие на пасхальной службе в храме Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в Сочи. Фото: Михаил Мокрушин / РИА Новости

О войне

В прежние времена начиналась война, и человек шел сражаться с врагом, защищая свое Отечество, свой народ. Сейчас мы вступаем в сражение не ради защиты Отечества. Мы идем в бой не для того, чтобы воспрепятствовать варварам сжечь наши дома, надругаться над нашей сестрой и нас обесчестить. Мы ведем войну не за национальные интересы и не за какую-то идеологию.

Сейчас мы сражаемся либо на стороне Христа, либо на стороне диавола. Кто с кем — расстановка сил предельно ясна. Во время оккупации ты становился героем, если не приветствовал немца. Сейчас ты становишься героем, если не приветствуешь диавола.

О грехе

В старые времена распутник или пьяница даже на базар стыдился пойти, потому что люди стали бы над ним насмехаться. А если женщина погуливала, то она и нос-то из дома боялась высунуть. И можно сказать, это являлось некой сдерживающей грех силой.

А сегодня, если человек живет правильно, если, к примеру, девушка живет в благоговении, то про нее говорят: «Да она что, с луны свалилась?». В наши времена те, кто грешит, не чувствуют за собой вины. Уважения к другим у них тоже нет. Все сравняли с землей. Если человек не живет по-мирски, то грешники делают из него посмешище. 

О трудностях брака

Вначале, пока семейная жизнь новобрачных не войдет в нормальное русло и они не узнают друг друга как следует, они могут испытывать некоторые трудности. Такое происходит в начале любого дела. Выпускник университета, получив диплом и начав работать, на первых порах испытывает трудности. Послушник в монастыре в начале своей иноческой жизни тоже испытывает трудности. И молодой человек, вступивший в брак, тоже будет испытывать трудности на первых порах. Впоследствии супруги должны, насколько это возможно, возделывать добродетель любви, чтобы двое всегда были слиты воедино и чтобы вместе с ними пребывал Третий — наш Сладчайший Христос. 

О мнимой безопасности

Мир сегодня заполнили разного рода «безопасностями», но, будучи отдаленным от Христа, он чувствует величайшую беззащитность. Ни в одну эпоху не существовало такой беззащитности, как у современных людей. И поскольку человеческие безопасности им не помогают, они бегут на корабль Церкви, чтобы почувствовать себя в духовной безопасности, ибо они видят: мирской корабль пошел ко дну.

О благочестии

Сравнивая себя с мирскими, христиане начинают считать себя святыми, затем расслабляются и в итоге доходят до того, что становятся хуже тех, с кем они себя сравнивали. Образцом в духовной жизни должны быть святые, а не люди мира сего.

Хорошо бы совершать по отношению к каждой добродетели следующую работу: находить Святого, который этой добродетелью отличался, и со вниманием читать его житие. Тогда человек увидит, что он еще ничего не сделал, и будет продолжать свою духовную жизнь со смирением. Бегуны на стадионе не оглядываются назад, чтобы увидеть, где находятся последние. Ведь если они будут глазеть на последних, то станут последними сами.

Если ребенок не слушается и ведет себя плохо, на то есть причина. Может быть, он наблюдает в своем доме или вне его неприличные сцены или слышит неприличные разговоры. Как бы то ни было, в отношении духовном мы помогаем детям главным образом не принуждением, а своим личным примером.О воспитании детей

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

 

Видя, что родители имеют между собой любовь, уважение, ведут себя благоразумно, молятся и совершают подобное этому, дети отпечатывают все это в своей душе. Поэтому я и говорю, что, если родители передадут детям свое благоговение, это будет самым лучшим наследством, которое они смогут им оставить.

О работе

Сегодня многие люди измучены, потому что они не любят своей работы. Они глядят на часы и с нетерпением ждут часа, когда можно уйти домой.

Если человек не полюбит свою работу, то будет уставать вдвойне — и телесно, и душевно. А раз он будет усталый душой, то и телесный отдых не будет восстанавливать его силы. Душевная усталость — вот что выматывает человека. Работая от сердца и испытывая радость, человек не выбивается из душевных сил, и телесная усталость тоже исчезает.

О страстях

Страсти — это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит бес, начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога.

О комфорте и лишениях

Комфорт — вот что приносит людям болезни и страдания. В нашу эпоху удобства отупили людей. А мягкотелость, изнеженность принесла и множество болезней. Как раньше люди мучились, обмолачивая пшеницу! Какой же это был труд, но ведь и хлебушек — какой же он был тогда сладкий! 

Множество удобств, становясь чрезмерными, делают человека ни на что не годным. Человек превращается в бездельника. Европейцам это на руку — они все крутят и крутят своими отвертками, изготавливая что-нибудь новенькое — красивое и якобы более практичное, — чтобы людям не нужно было даже шевелить руками.

В прежние времена, работая старинными инструментами, люди и сами становились крепче. А после работы с нынешними механизмами и приспособлениями нужно прибегать к помощи физиотерапии и массажа. Подумать только, сейчас врачи занимаются массажем! Сегодня видишь, как у столяра свисает во-от такое брюхо! А разве в прежние времена можно было увидеть пузатого столяра? Разве мог появиться живот у столяра, который целыми днями строгал дерево рубанком?

Об испорченных нервах

Нет испорченных нервов. Есть испорченный помысел.

Один мирской человек построил себе дом в тихом месте. Прошло время, и возле его дома с одной стороны построили гараж, с другой — провели шоссе, а с третьей — открыли бар с дискотекой. До самой полуночи слушай, как гремят барабаны. Несчастный потерял сон, ложился в постель с вкладышами в ушах, даже начал принимать таблетки. Еще немножко, и у него помутился бы рассудок.

Приехал он на Святую Гору, разыскал меня и стал рассказывать: «Так мол и так, геронда, нет нам никакого покоя. Что мне делать? Я думаю строить другой дом». — «Включи в работу добрый помысел, — сказал я ему. — Вот подумай: если бы шла война и в гараже ремонтировали танки, в расположенный рядом госпиталь санитарные фургоны свозили раненых, а тебе бы сказали: "Не высовывайся из своего дома, и никто тебе ничего не сделает". Разве тебе было бы этого мало? Разве ты не посчитал бы такие условия настоящим благословением? Поэтому сейчас скажи себе так: "Слава Тебе, Боже, что нет никакой войны, что люди живы-здоровы и занимаются своими делами"».

Бедолажка понял, что самое основное — это правильное отношение к обстоятельствам, и ушел умиротворенным. Потихоньку он стал противопоставлять окружавшим его искушениям добрые помыслы, потом выбросил свои таблетки и засыпал уже без труда.

Михаил Боков 


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Французско-русский союз 1891-1917

Французско-русский союз 1891-1917

"Хочешь мира - готовься к войне". Хромолитография, которую вкладывали в пакеты с покупками в парижских универмагах
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Кем, по-Вашему, является старец Григорий Распутин?
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика