Авторизация
29 марта 2024 (16 марта ст.ст)
 

Русскость - это особое состояние человеческой души. Митрополит Климент.

«Современная Россия является наследницей и Советского Союза, и Российской империи, которая началась с Петра I, - подчеркнул, в частности, владыка. - Но это еще и та Русь, которая восходит к победе на поле Куликовом, когда, по мнению ряда историков, из населения отдельных разрозненных княжеств сформировался русский народ.



У нас непростая, трагическая история, но именно осознание необходимости единства и совместного противостояния злу сформировало нашу страну. Ее история началась со святого князя Владимира, и она существует с тех пор не просто как территория, а как культура, как народ, объединяемый героями отечества. Святые Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, святитель Тихон Патриарх Всероссийский, новомученики, герои Великой Отечественной войны - они определяют российскую историю. Без этих и многих, многих других имен Россия не может существовать.



Сейчас мы живем в новых геополитических условиях, но нам всем важно понимать то, что это жизнь одной страны в разных исторических формах, то, что наша современная жизнь неразрывно связана с историей нашей страны, осознаем мы это или нет, - подчеркнул митрополит Климент. - Мы все причастны к ее истории, можно даже сказать, что мы все в ней находимся, что мы ее строим. Точно так же, как строили и защищали ее наши соотечественники при Ярославе Мудром, при святом князе Данииле Московском, при Александре Суворове, при Михаиле Кутузове, при маршале Жукове.



Церковь причастна к вечности и вводит в эту вечность всех верующих во Христа, делая их едиными, причем объединяя разные поколения. Поэтому для церковного человека историческая преемственность очевидна: у нас и сегодня те же храмы, те же святые, нас объединяет та же самая литургия, мы молимся практически теми же словами, которыми молились Сергий Радонежский, Серафим Саровский. Нас соединяет Христос, Своей Кровью, проливаемой за наши грехи, нас соединяют святые, подвижники, мученики, пострадавшие за Правду и оставшиеся Ей верными, которые молятся за нас.



Наш русский язык развился из славянского языка, который одухотворен, высок и поэтичен. Он, как и славянский язык, часть нашей великой культуры. Быть русским – значит быть носителем этой культуры.



Бессмысленно искать «русскость» по крови, - заметил при этом владыка. - Россия, Русь изначальная, Киевская, Московская, соединила разные племена, жившие на больших территориях: кривичей, вятичей, древлян, полян, угро-финские народы и многих, многих других, посредством общего языка, общей культуры на основе православной веры. Это особая культура, сложившаяся под влиянием византийского православия.



«Русскость» - это еще и особое состояние духа, свойство души человека. Это хорошо понимали наши предки. Помните, как у Пушкина: «Татьяна - русская душой». Русский - это человек очень душевный и отзывчивый, для которого жизнь по правде и широта души выше интеллектуальных изысков и материальных благ. Это человек, который осознает ответственность за землю, на которой живет. Он любит ее и ни на что не променяет. Это человек, который готов защищать ее от неприятеля, и в то же время он гостеприимен и щедр, настолько, что отдаст свою последнюю рубашку ближнему.



Последние два десятилетия стали периодом серьезного духовного подъема, - сказал митрополит Климент. - Например, недавно кончился Рождественский пост, какое большое количество людей приходило в храмы, готовясь к Празднику! А на сам праздник Рождества храмы были переполнены, и не только на рождественскую службу народ идет в храм, но и все Святки до Крещения Господня. А сколько людей придет за святой водой в праздник Богоявления. Воду берут даже те, кто не ходит в храм и не читает молитв. Это прямое свидетельство обращения народа к духовным истокам и культурным традициям Отечества.



Мы живем в стране, которая на протяжении почти тысячи лет основывала свою культуру на традициях православной веры, которая среди жизненно важных ориентиров занимала всегда первое место. На войну шли с девизом: «За веру, царя и Отечество», ставя веру на первое место. Так было при Александре Невском, так было при Дмитрии Донском, так же было и при Николае II, потому что именно духовный стержень помогал нашему народу побеждать и быть самоидентичным государством».



Источник: «РГ», столичный выпуск № 5675 (2).


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Письмо-поддержка Преосвященному Епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду

Письмо-поддержка Преосвященному Епископу Анадырскому и Чукотскому Диомиду

4 июля 2008 года Прихожане храма святых первоверховных апостолов Петра и Павлаг. Дублина, РПЦ, Московский Патриархат. Епископу Анадырскому
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Феминизм - это
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика