Авторизация
18 апреля 2024 (05 апреля ст.ст)
 

О преодолении ересей Православной Церковью


1. Православная Церковь и ереси



Православные Христиане веруют во «едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»[1],
которая есть Божеское учреждение для прославления людьми Имени Божия и
через это Божественного спасения Православных Христиан. Церковь на
Небесах (торжествующая) и Церковь на земле (воинствующая) – одна. «Один Господь» Православной Церкви – Господь наш Иисус Христос; «Одна вера» в Церкви – Православие Богодухновенных Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Богоносных Отцов; «Одно Крещение» (Ефес. 4, 5) в оставление грехов – Крещение трехкратным полным погружением «во Имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28, 19), которое совершается только в Единой и единственной в мире Церкви Христовой.



Православная Церковь, как целое, – непогрешима и непобедима, «и врата ада не одолеют ее»
(Матф. 16, 18), как обещал Господь Вседержитель. Но отдельные Христиане
могут заблуждаться в различных церковных вопросах, что приводит к
разделениям во мнениях о тех или иных церковных предметах, отчего внутри
Церкви могут появляться «споры» (1 Кор. 1, 11), как пишет
Апостол Павел Коринфянам. Упорство заблуждающихся в ложном мудровании
порождает нестроения в Православной Церкви. Исходя из наставлений
Апостола Павла, дважды обличенного в неправославном мудровании и не
исправившегося после этого, следует уже считать упорствующим в нечестии
еретиком, ибо сказано Апостолом: «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит. 3, 10-11).



Святитель
Василий Великий в 1-м Правиле своего Первого Канонического послания к
Амфилохию, Епископу Иконийскому, передавая учение древних Отцов Церкви
сообщает, что «иное нарекли они ересью, иное расколом, а иное самочинным
сборищем. Еретиками назвали они совершенно отторгшихся и в самой вере
отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых
предметах церковных [не касающихся самой веры – А.С.] и о
вопросах, допускающих уврачевание; а самочинными сборищами – собрания,
составляемые  непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным
народом. Например, если кто быв обличен во грехе, удален от
священнослужения, не покорился Правилам, а сам удержал за собой
предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие,
оставив Кафолическую Церковь, – сие есть самочинное сборище. О покаянии
мыслить иначе, нежели как сущие в Церкви – есть раскол. Ереси же суть,
например: манихейская, валентинианская, маркионитская и сих самых
пепузиан. Ибо здесь явная разность в самой вере в Бога. Вот почему от
начала бывшим Отцам угодно было крещение еретиков совсем отметать;
крещение раскольников, как еще не чуждых Церкви, принимать; а
находящихся в самочинных сборищах – исправлять приличным покаянием и
обращением, и вновь присоединять к Церкви. Таким образом, даже
находящиеся в церковных степенях, отступив вместе с непокорными, когда
покаются, нередко приемлются вновь в тот же чин»[2].



Итак,
ересь есть нечестивое мудрование и его какая-либо проповедь, искажающие
само вероучение Православной Церкви. Не только отдельные Христиане, но и
целые Поместные Церкви уходили в ересь, за что были Соборно осуждены
Вселенской Православной Церковью и стали отторгнутыми от нее целиком –
вместе со всем клиром и народом, как это случилось с древней
Православной Церковью Запада, которая впала в великие ереси папизма и
протестантизма, и, в конце концов, во всеересь – экуменизм. Также
Поместные Церкви могут уходить в раскол, например, самовольно отделяясь
от Вселенской Православной Церкви переходом на новостильный
(Григорианский) календарь.



Священнослужители, отступающие от
Православной веры, то есть согрешающие в правильном понимании веры и
учиняющие либо возобновляющие или поддерживающие ересь, с началом
проповеди ереси полностью отделяют себя от Православной Церкви. Это
положение засвидетельствовано на VII Вселенском Соборе: «Иоанн,
боголюбезнейший местоблюститель Апостольского престола на востоке,
сказал: "ересь отделяет от Церкви всякого человека". – Святой Собор
сказал: "это очевидно"»[3].
Так же учит святитель Василий Великий в том же 1-м Правиле, говоря об
отступниках, к которым он относит не только еретиков, но и раскольников:
«...Отторженные, сделавшись мирянами, не имели власти ни крестить, ни
рукополагать, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от
которой сами отпали. Вот почему приходящих от них к Церкви, как
крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищать истинным церковным
Крещением»[4].
О том же свидетельствует и сама архиерейская присяга, приносимая
новопоставляемым епископом с обещанием блюсти все Каноны и Догматы
Православной Церкви: «Аще же обещанное зде мною что преступлю, –
клянется епископ, – или божественным Правилом явлюся противен... тогда
абие [тотчас – А.С.] да лишен буду всего сана своего и власти,
без всякаго извета и слова, и чужд явлюся дара Небесного, при посвящении
возложением рук даннаго мне Духом Святым»[5].
Поэтому, именно с того времени, как священнослужитель начал в
каком-либо виде проповедь самостоятельно измышленной или же услышанной
ереси, он становится еретиком и врагом Христа и Его Церкви. В это же
время священнослужителя оставляет Божественная Благодать, дарованная ему
в Таинстве Священства для совершения церковного священнослужения.



Священнослужители
и миряне, думающие о себе, что они Православные Христиане, но при этом
находящиеся в евхаристическом общении с еретиком предстоятелем или
настоятелем, есть такие же еретики и враги Божии. Именно поэтому многие
Священные Каноны, как, например, 45-е Правило святых Апостолов под
угрозой отлучения от Церкви воспрещают даже молитву с еретиками, которая
есть одно из свидетельств нечестивого единомыслия. Посему преподобный
Иосиф Волоцкий наставляет нас: «Пусть для тебя всякий будет достойным,
кроме того, кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не
принимать от него ни учения, ни причастия, и не только будем
причащаться у него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы
не оказаться причастными к его гибели»[6].



2. Способы врачевания нестроений в Православной Церкви, связанных с искажением еретиками церковного вероучения



Нестроения
в Православной Церкви, связанные с искажением еретиками церковного
вероучения врачуются только двумя способами: либо вольным покаянием этих
еретиков, либо отлучением их от Церкви (анафематствованием) и
извержением из сана по приговору Соборного суда Церкви.



3. О
чинопоследованиях, отправляемых еретиками до их личного (поименного)
анафематствования Православной Церковью либо извержения из священного
сана



Итак, любого еретика с момента начала проповеди ереси
оставляет Божественная Благодать, дарованная ему в Таинстве Священства
для совершения церковного священнослужения. Однако, безблагодатное
чинопоследование обряда, отправляемого еретиком, который еще лично
(поименно) не осужден Православным Собором, но и не принадлежит к
еретическому сборищу, в целом анафематствованому Православной Церковью,
может получить полноту и совершенство Православного Таинства при условии
примирения с Православной Церковью всякого верующего, принимавшего
участие в этом обряде. Таковое примирение с Православной Церковью может
быть осуществлено либо гласным отвержением ереси с исповеданием
Православия кающимся епископом пред лицем Церкви, то есть полноты народа
Божия, либо исповеданием греха ереси у Православного священнослужителя,
но в последнем случае согласно Священным Канонам «на всякого же
кающегося, если преступление его было явное и гласное, смущающее всю
Церковь, да возлагаема будет рука [Православного епископа – А.С.] в притворе храма»[7], разумеется принародно.



Освящение
совершенного таковыми еретиками безблагодатного обряда в примирении с
Православной Церковью кающегося епископа (получившего свою церковную
степень и даже крещение у таковых еретиков) путем гласного отвержения
ереси и исповедания Православия пред лицем Церкви, имеет множество
примеров в церковной истории. Например, епископ Мелетий, возведенный на
престол Антиохии в 360 году, был рукоположен епископами, исповедующими
разновидность арианской ереси, которые, однако, в отличие от ересиарха
Ария еще не были Соборно осуждены Церковью. Но присоединение епископа
Мелетия к Православной Церкви в сущем сане и занятие им епископской
кафедры совершилось очень просто, что свидетельствовалось на VII
Вселенском Соборе, тщательно разбиравшим именно этот вопрос в первом
своем деянии: «святой Мелетий был хиротонисан арианами; но, взошедши на
амвон, провозгласил слово "Единосущный" [Отцу Сын Божий – А.С.], и хиротония его не отвергнута»[8],
то есть святитель Мелетий с амвона, что значит на всю Церковь, гласно
опровергнул арианскую ересь, отвергавшую Божество Спасителя, после чего
его епископская хиротония у Соборно не осужденных еретиков получила
Божественное освящение.



Кроме того, в деяниях того же VII
Вселенского Собора изложено, что Председатель Собора святой патриарх
Тарасий сказал: «Что вы скажете об Анатолии? Не был ли он Председателем
святаго IV [Вселенского – А.С.] Собора? А между тем, он был
хиротонисан нечестивым Диоскором в присутствии (сослужении) Евтихия. Так
и мы принимаем хиротонисанных еретиками, как и Анатолий был принят.
Опять же воистину есть Божие изречение, чтобы дети не были умерщвляемы
вместо отцов, но чтобы каждый умирал за свой грех (Иез. 18, 4), и
наконец [точный перевод: "в итоге" – А.С.] хиротония [Анатолия – А.С.] от Бога [то есть принимается – А.С.[9].
Анатолий же был принят в Церковь открытым отвержением ереси перед
Вселенским Собором, который являет собой полноту Православной Церкви.
VII же Вселенский Собор принял в Православную Церковь епископов, гласно
отвергающих иконоборческую ересь, которые были не только хиротонисаны,
но и крещены еретиками, что видно из того, что до их присоединения к
Церкви «Ипатий и бывшие с ним епископы сказали: "Мы насилия не терпели,
не были также и увлечены; но родившись в этой ереси, мы в ней были
воспитаны и возросли"»[10].



4.
Присоединение к Православной Церкви из ереси покаянием или гласным
отвержением ереси с исповеданием Православия в случае крещения или
рукоположения еретиками, лично (поименно) не осужденными Православной
Церковью и не входящими в еретическое сборище, которое ранее осуждено
Православной Церковью в целом



Каждый человек, имеющий
отношение к ереси: принял ли он обряд крещения или рукоположения у
еретиков, к тому времени лично (поименно) не осужденных Православной
Церковью, но и не входящих в еретическое сборище, которое ранее в целом
Соборно осуждено Православной Церковью, может присоединиться к Церкви
покаянием, как это всегда происходило. В первом своем деянии VII
Вселенский Собор произвел тщательное исследование возможности приема
клириков в Церковь из ереси, так как тогда, при полувековом открытом
господстве иконоборческой ереси, многие епископы были рукоположены
еретиками. При этих исследованиях «Константин, почтеннейший диакон и
нотарий досточтимой патриархии прочитал "из деяний святого и Вселенского
IV Собора, бывшего в Халкидоне": "Восточные и бывшие с ними
почтеннейшие епископы воскликнули: "все мы согрешили, все мы просим
прощения". И потом: "Фалассий, Евсевий и Евстафий, почтеннейшие
епископы, сказали: "все мы согрешили, все просим прощения". И затем:
"Встав вместе с ними, почтеннейший епископ Ювеналий перешел на другую
сторону, и воскликнули восточные и бывшие с ними почтеннейшие епископы:
"хорошо, что Бог привел тебя, Православный; хорошо, что ты пришел"»[11].
Итак, через покаяние и этот переход они были приняты в Православную
Церковь. Подобное же обращение имело место и на VI Вселенском Соборе.
Святейший патриарх Тарасий на VII Вселенском Соборе при обсуждении
сказал что «очень многие из собравшихся на святой VI Собор были,
конечно, хиротонисаны Сергием, Пирром, Павлом и Петром, учителями ереси
монофелитской; так как они преемственно занимали Константинопольскую
кафедру»[12].
Но точно таким же переходом они были приняты в Православную Церковь, и
затем в числе прочих Отцов Собора «анафематствовали (только) этих
четырех, хотя и были сами ими рукоположены»[13].



Заключая
рассмотрение этого вопроса, VII и последний «святой великий и
Вселенский Собор, следуя отеческим и церковным определениям, положил
принимать обращающихся от ереси, а также и хиротонисанных еретиками, но
держащихся Православного учения»[14].
В последнем случае присоединение к Православной Церкви может также
осуществиться через гласное отречение епископа от ереси с исповеданием
Православия. Вот два примера такого присоединения, которые
рассматривались на VII Вселенском Соборе. Уже упоминаемый святой
Мелетий, архиепископ Антиохийский, был рукоположен еретиками из
разновидности ариан, которые назывались в то время «новыми еретиками»,
поскольку они тогда еще не были Соборно осуждены. Однако так, как он в
своем слове перед полнотою народа Божия отверг ересь и поддержал
Православие, он стал главой Православных в Антиохии, а позднее –
председателем II Вселенского Собора. Также известно, что наставники
монашествующих, преподобные Савва и Феодосий, вместе со своими монахами
вошли в евхаристическое общение с архиепископом Иерусалимским Иоанном
III, который поначалу соглашался с ересиархом Севером и его ересью, то
есть архиепископ Иоанн III прежде сам был еретиком. Но вошли они в
евхаристическое общение с ним лишь после того как архиепископ Иоанн III,
отрекшись от ереси, с церковного амвона, то есть гласно и принародно,
анафематствовал «Нестория, Евтихия, Севера и Сотериха и всякого, не
принимающего Собора Халкидонского»[15], то есть IV Вселенского.



Этими
двумя, по сути, тождественными путями верующие, впадшие в ересь, могут
быть приняты в Православную Церковь. В случае присоединения таковых
еретиков из мирян Православный Собор может устанавливать особый чин
приема в Православную Церковь, который по принципу церковной икономии
облегчал бы присоединение таковых еретиков без их перекрещивания,
например, так, как это определено по отношению к некоторым еретикам 7-м
Правилом II Вселенского Собора и 95-м Правилом VI Вселенского Собора.



При
разсмотрении возможности принятия в Церковь кающихся
священнослужителей-еретиков в сущем сане применяют Каноническое Послание
святого Афанасия Великого, архиепископа Александрийскаго, к Руфиниану,
где определено: «...Как здесь, так и всюду, разсуждено за благо, падших и
защитников злочестия прощать, если покаются, но не давать им места в
клире, а о тех, которые не первенствовали в злочестии, но были увлечены
нуждою или насильно, решено, как давать им прощение, так и иметь им
место в клире, тем более, что они представили достойное вероятия
оправдание, и сие было с ними, по-видимому, не без (особого Божия)
смотрения. Ибо утверждали о себе, что не предавались они на сторону
злочестия, но чтобы не были поставлены какие либо нечестивцы и не
растлили Церквей, согласились они лучше содействовать насилию и нести на
себе бремя, только бы не погибли люди»[16].
Относительно этого послания, на VII Вселенском Соборе «святейший
патриарх Тарасий сказал: "Мы находим, что Отцы ни в чем не разногласят,
напротив все, имея как бы одну душу, одно и тоже проповедуют, одному и
тому же учат; но Отец наш Афанасий изложил это учение так, как будто
имел ввиду какую-то особенную цель. Поэтому он положил принимать в клир
тех из впадших в ересь, кто не были учителями ереси"»[17].



Кроме
того, по образу 8-го Правила I Вселенского Собора, 7-го Правила II
Вселенского Собора, 95-го Правила VI Вселенского Собора, послания
святителя Василия Великого к Евесянам[18],
принятие кающихся еретиков в Церковь проводят так, как подробно
изложено в «Определении III Вселенского Собора против нечестивых
мессалиан, которые называются также евхитами и энтузиастами». В нём
определено, что все еретики «или подозреваемые в этой ереси, члены ли
клира или миряне, согласились с Православными, и если которые письменно
уже анафематствовали свою ересь, подобно тому, как прописано в
вышеупомянутой Соборной записи, если будут члены клира, да пребывают в
клире, если миряне, да будут допущены к общению. Если же откажутся
анафематствовать, то пресвитеры, или диаконы, или в другой какой-либо
церковной степени, да извергнутся и из клира и со степени и от общения, а
миряне да будут прокляты»[19].
Таковой образ приема в Православную Церковь при письменном отречении от
ереси кающихся еретиков, о которых говорится в настоящем разделе,
следует считать в полной мере соответствующим Православному церковному
обычаю. Поэтому, касательно таковых еретиков «святейший патриарх Тарасий
сказал: "...Итак мы уже слышали Канонические постановления и Соборные
определения, а также и определенное мнение святых Отцов: одинаково
принимались все возвращавшиеся от какой бы то ни было ереси»[20].
Таким образом, а именно только после рукописного отречения и
анафематствования иконоборческой ереси, VII Вселенский Собор принял в
Церковь всех раскаявшихся иерархов-иконоборцев, например, епископов
Василия Анкирского, Феодора Мирского, Феодосия Амморейского и многих
других.



Принятие этого благословенного покаяния принадлежит,
разумеется, самой Православной Церкви, которая может присоединить к себе
отпадших, например, неизменным согласием Церковной полноты народа Божия
на присоединение епископов, всенародно анафематствующих свою ересь, как
были приняты в Церковь из ереси святой Мелетий, архиепископ
Антиохийский, и Иоанн III, архиепископ Иерусалимский. Также,
присоединение еретиков, о коих речь в настоящей главе, может быть
осуществлено определением Православного Собора, а в крайнем случае –
решением Православного епископа, или назначенного им духовника, которыми
управляет Сам Господь. Всем Православным Христианам нужно принимать эти
Богом благословенные действия святой Церкви как путь к совершенству,
согласно с волей Иисуса Христа, Спасителя нашего, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4) и Божественной заповедью, которая гласит: «немощного в вере принимайте без споров о мнениях»
(Рим. 14, 1) (в последней идет речь о таковых заблуждающихся, которые
по своей нетвердой вере не только не могут проповедовать свое
заблуждение, но сами нуждаются в слушании проповеди истины и в
назидании).



5. О чинопоследованиях, отправляемых еретиками,
лично (поименно) изверженными либо анафематствоваными Православной
Церковью, а так же еретиками в еретических сборищах, анафематствованых
Православной Церковью в целом



Право извергнуть еретика или
грешника из священного сана или отлучить его от Церкви, то есть
анафематствовать, принадлежит исключительно Православному Собору либо
Православному епископу, которым от Господа дана власть на земле
связывать и разрешать от Его Имени[21].



Любые
чинопоследования еретика, личное (поименное) извержение или отлучение
которого уже определено или подтверждено Православным Собором либо
Православным епископом являются недействительными и не могут
впоследствии получить церковного освящения. Чинопоследования еретиков,
открыто перешедших или же находящихся в еретических сборищах, ранее
целиком анафематствованных Православной Церковью, во всех случаях так же
недействительны и ложны. К таковым целиком осужденным еретическим
сборищам относятся, например, еретики-монофизиты, осужденные IV и
последующими Вселенскими Соборами, ибо так сказано в 1-м Правиле VI
Вселенского Собора: «Отметаем и анафематствуем всех, которых они
[древние Отцы – А.С.] отметали и анафематствовали, как врагов
истины, вотще скрежетавших на Бога и усиливающихся неправду на высоту
вознести. Если же кто-либо из всех не содержит и не приемлет
вышереченных Догматов благочестия, и не так мыслит и проповедует, но
покушается идти против оных, тот да будет анафема, по определению,
прежде постановленному предупомянутыми святыми и блаженными Отцами, и от
сословия Христианского, как чуждый, да будет исключен и извержен»[22].
Поэтому на VII Вселенском Соборе «святейший патриарх Тарасий сказал:
"...если же кто дерзнет принять хиротонию от отлученных еретиков по
провозглашении соборного определения и единомысленного мнения Церквей
[Поместных – А.С.] относительно Православия; то подлежит низложению". – Святой Собор сказал: "это суждение справедливо"»[23].
Поэтому крещеных и рукоположенных всеми таковыми еретиками, в случае их
покаяния и желания стать членами Церкви, следует заново крестить
истинным Православным Крещением, и если по достаточном испытании они
окажутся достойными священнослужения, то заново рукополагать их в
священный сан.



6. Борьба Православных Христиан с ересью



При
возникновении или возобновлении ересей, обязанностью каждого без
исключения Православного Христианина является борьба с ними. Преподобный
Иосиф, игумен Волоцкий в своей книге "Просветитель" учит, «что всем
любящим Христа, следует обнаружить всяческое старание, усилия и
благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и
выведывать о них, узнав же – не утаивать; тот же, кто пытается скрыть
еретика – сообщник еретиков»[24].


Православные
Христиане имеют право, основанное на Евангелии и Священных Канонах,
отделяться, то есть, прерывать поминовение и церковно-литургическое
общение со своим епископом «ради некой ереси, осужденной святыми
Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной
открыто в Церкви», причем в этом случае каждому Православному
Христианину позволено ограждать «себя от общения с глаголемым епископом
прежде Соборного разсмотрения», как уложено святыми Отцами в 15-м
Правиле святого Поместного Константинопольского Двукратного Собора.
Кроме того, необходимо отделяться от епископа, который обвиняется в том,
что он нераскаянно заблуждается «в вопросах благочестия и праведности»,
что видно из 31-го Апостольского Правила, а именно, когда он действует
«против долга и правды», как объясняет канонист Зонарь[25].
Святитель Иоанн Златоуст учит, что если епископ или клирик,
начальствующий в Церкви, лукав «по отношению к вере, то беги от него и
не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел,
сшедший с неба»[26].
Все эти указания святых Отцов в равной степени адресованы
священнослужителям, монашествующим и мирянам, которые все вместе
составляют единый народ Божий – Православную Церковь Христову.


Те
Православные, которые отделяются таким образом от еретиков,
придерживаясь Священных Канонов, «не только не подлежат положенной
Правилами епитимии [определенной для безосновательно и самовольно
отделившихся от своего епископа или предстоятеля – А.С.], но и
достойны чести, подобающей Православным. Ибо они осудили не епископов, а
лже-епископов и лже-учителей, и не расколом пресекли единство Церкви,
но потщились сохранить Церковь от расколов и разделений», как поясняют
святые Отцы в том же 15-м Правиле Двукратного Собора. Это значит, что
«таковые отделились не от епископа, но от лже-епископа и лжеучителя, и
не раскол произвели в Церкви, а скорее освободили Церковь от раскола
[причиняемого лже-епископами – А.С.] насколько это от них зависело», снова разъясняет Зонарь[27].
Тот, кто проповедует ересь и кто привносит нововведение в Церковь, тот
пытается разделить ее и нарушить ее целостность и единство. А тот, кто
противодействует еретической проповеди и отделяется от нее – стремится
спасти целостность и единство Церкви. Цель такового отделения – борьба
против ереси, защита Православной веры и сохранение единства
Православной Церкви, то есть самого Православия.



При этом,
возможные наказания, наложенные проповедниками ереси на Православных,
противодействующих ей – недействительны и безосновательны, по учению
Церкви, «с того времени, как они начали проповедывать свое нечестивое
учение» (то есть ересь), как писал в своем послании к
Константинопольскому клиру и народу святой Келестин, папа Римский, и
утвердил III Вселенский Собор[28].
В 3-м же Правиле того же Вселенского Собора уложено: «Если же которые
из принадлежащих к клиру, во всяком городе или селе, подвергнуты
запрещению священнодействия от Нестория и его сообщников за Православное
мудрование, таковым мы присудили воспринять свою степень. Вообще
единомудрствующим (или имеющим сделаться единомудрствующими теперь или
после этого в какое бы то ни было время) с Православным и Вселенским
Собором членам клира повелеваем отнюдь, никоим образом не подчиняться
отступившим, или отступающим епископам»[29].
Преподобный Иосиф Волоцкий так же учит, «что если еретик, даже будучи
епископом, не благословит или проклянет кого-либо из Православных, то
Божий суд не последует суду еретика»[30].



Противодействие
Православных Христиан ереси есть борьба против ереси, согласно деяниям и
учению святых угодников Божиих. Так, каждый Вселенский Собор был плодом
священной борьбы Православных Христиан, противодействующих ереси. I
Вселенский Собор состоялся как результат праведной борьбы за веру,
главным образом, святых Александра Александрийского и Афанасия Великого;
II Вселенский Собор – святых Василия Великого и Григория Богослова. III
Вселенский Собор состоялся благодаря усилиям, в первую очередь, святого
Кирилла, архиепископа Александрийского. IV Вселенский Собор был созван,
главным образом, тщанием святого Льва Великого, папы Римского, а V
Вселенский Собор – святого Императора Юстиниана. VI Вселенский Собор
состоялся благодаря борьбе, прежде всего, преподобного Максима
Исповедника и святого Софрония Иерусалимского. VII Вселенский Собор был
результатом усилий, в частности, преподобных Иоанна Дамаскина, Феодора
Студита и других святых. Многие святые потрудились ради созыва прочих
святых Поместных Соборов для осуждения ересей и еретиков.



Зачастую
же основой единственно возможной борьбы Православных Христиан с ересями
становилось отделение от евхаристического общения с упорствующими
еретиками прежде их Соборного осуждения. Именно так поступили
преподобные Феодор Студит и Иосиф Волоцкий, а также святой Марк,
митрополит Эфесский и многие другие святые. В подобных случаях так же
нужно поступать каждому Православному, ибо борьба с возникающими ересями
является наряду с нравственным совершенствованием необходимой задачей
каждого Православного Христианина – и священнослужителя, и мирянина. В
подтверждение этого здесь уместно повторить наставления Преподобного
Иосифа Волоцкого: «Пусть для тебя всякий будет достойным, кроме того,
кто учит ереси. Если же окажется еретиком, то постараемся не принимать
от него ни учения, ни причастия, и не только не будем причащаться у
него, но будем осуждать его и всеми силами обличать, чтобы не оказаться
причастными к его гибели»[31].
«Поэтому пусть постарается каждый Православный всеми способами
отыскивать еретиков и отступников, и, разузнав истинно и достоверно об
их еретичестве и отступничестве, не утаивает, но доносит и
свидетельствует на них, не боясь еретической хулы и укорения»[32].



Дабы
полностью оградить народ Божий от воздействия еретиков святые Отцы в
Священных Канонах определили:– не молиться с еретиками (Апост. 45, 65,
Лаод. 33);– не дозволять им присутствовать при священнодействии и
молитвах верных (Тим. 9);– не допускать закоренелым еретикам входить им в
дом Божий (Лаод. 6);– не принимать от еретиков ни жертв (Апост. 46), ни
праздничных даров (Лаод. 37), ни благословения (Лаод. 37);– не
праздновать с ними вместе (Лаод. 37);– не сочетаться с ними браком,
разве при обещании их перейти в Православную веру (IV 14, VI 72, Лаод.
10, 31);– против неистовства еретиков просить помощи у Царей (Карф.
104).



Итак, Православный Христианин с того времени, как он узнал о ереси, должен:



а)
покаяться в грехе ереси, принеся достойные плоды покаяния, если в
разуме или в неразумии каким-нибудь образом принимал участие в ней;



б)
обличить известных ему еретиков на основе Священного Писания и
Священного Предания Православной Церкви в присутствии Христиан, которых
еретики пытаются ввести в заблуждение, дабы исправить первых, и
предостеречь вторых;



в) в случае упорствования еретиков в ереси, согласно предписанию Апостола Павла –  «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден»
(Тит. 3, 10-11) и 15-му Правилу Святого Константинопольского Поместного
Собора, глаголемого Двукратного, прервать евхаристическое общение с
ними, в том числе с предстоятелем «ради некой ереси, осужденной святыми
Соборами или Отцами, когда он проповедует ересь всенародно и учит оной
открыто в Церкви». Причем, согласно этому Правилу, каждому Православному
Христианину дается право ограждать «себя от общения с глаголемым
епископом прежде Соборного разсмотрения»;



г) сообщить о ереси и еретиках священнослужителю более высокого чина (своему настоятелю, епископу, предстоятелю);



д) наложить на еретиков определенные Священными Канонами прещения (обязанность священнослужителей более высокого чина);



е) всемерно добиваться Православного Собора для осуждения ереси и анафематствования еретиков;



ж)
в случае уклонения всей Поместной Церкви в ересь или раскол найти
канонически законного Православного епископа (или временно Православного
священника) из какой-нибудь Православной юрисдикции для спасения под
его омофором.



7. Анафематствование упорствующих в ереси и Торжество Православия



Во
время благопотребно, испытав в истине Свою Церковь, Христос Господь
непременно благословляет собраться Православному Церковному Собору,
который в строгом соответствии со Священным Писанием, Священными
Канонами и учением святых Отцов, обличает лукавое мудрование еретиков,
пытающихся разрушить Церковь изнутри, и предает их анафеме, утверждая
Христово Православие. Ведь одним из свойств Святой Христовой Церкви
является то, что любая ересь и отступление от Православия вместе с их
носителями еретиками-отступниками рано или поздно бывают осуждаемы на
Православных Соборах, то есть истина Христова обязательно торжествует в
Церкви уже здесь, на земле. Ибо непреложно обетование Господа нашего
Иисуса Христа, сказавшего: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее»
(Мф. 16, 18). Основываясь на этом, святой Кирилл, архиепископ
Иерусалимский, так учит о Таинстве Евхаристии: «И се есть Жертва,
Которую Церковь Христианская от язык избранная приносит во всем мире
Господу Богу, и до скончания века приносити имать: Тело и Кровь Господа
Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в память смерти Его. И сие
пророчество по истине ко уверению, понеже сильно и непобедимо есть»[33].



Православный
Собор есть выстраданный и вымоленный у Бога венец борьбы за истину Его.
Таковой Собор и есть Торжество Православия. Чтобы он скорее достигался
необходимы: твердость в исповедании Православия, противодействие ереси
по примеру святых, сотрудничество всех Православных Христиан,
противоборствующих ереси, а также принятие в сердце «любви истины» (2 Фес. 2, 10), как говорит Апостол Павел. Ибо Господь наш Иисус Христос учит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33), и «Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2, 10).



Артем Стадник




[1] Никео-Царьградский Символ Православной Веры.

[2] 1-е Правило Канонического послания Василия Великого.

[3] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 353.

[4] 1-е Правило Первого Канонического послания Василия Великого.

[5] Цит. по: Никодим, еп. Далматинский. Правила Православной Церкви с толкованиями. Т. 1, СПб. 1911, с. 437.

[6] Там же. Слово седьмое.

[7] 52-е Правило Карфагенского Собора.

[8] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 361.

[9] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 363.

[10] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 358.

[11] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 359.

[12] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 365.

[13] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 366.

[14] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 396.

[15] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 365.

[16]
Каноническое Послание святого Афанасия, архиепископа Александрийского к
Руфиниану. Цит. по: Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С.
357.

[17] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 361.

[18] Творения святителя Василия Великого. Ч. 7-я. Москва, 1854. С 214-215.

[19] Деяния Вселенских Соборов. Том I. Казань, 1908. С. 404.

[20] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 362.

[21] Мф. 18, 18-20.

[22] 1-е Правило VI Вселенского Собора.

[23] Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Казань, 1908. С. 366.

[24] Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. Слово четырнадцатое. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

[25] Правила Святых Апостол и святых Отец с толкованиями. 31-е Правило Святых Апостол. Москва, 1876. С. 67.

[26] Творения Святителя Иоанна Златоуста. Толкование на Послание к Евреям. Слово 34.

[27] Правила Святых Поместных Соборов с толкованиями. 15-е Правило Двукратного Собора. Москва, 1880. С. 853.

   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Следует ли вернуться к Юлианскому календарю в гражданской жизни?
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика