Авторизация
19 марта 2024 (06 марта ст.ст)
 

Патриоты Америки против империи


 Пока W. занят распространением «либерастии» по всему миру, в самой ЮСЕ вызревает опухоль напряженности в отношениях между потомками белых поселенцев, их африканских рабов и «понаехавших» латиноамериканцев и азиатов. Обострившаяся вследствие роста безработицы межрасовая и межэтническая конкуренция подпитывает организации белых национал-патриотов и откровенных расистов, нацистов и фашистов. Со временем это грозит вылиться в конфликт, способный взорвать изнутри страну, которая пытается учить других, как надо жить. 



Расовый и национальный состав населения Соединенных Штатов стремительно меняется. Если в 1970 году потомки белых европейских иммигрантов составляли 83,4% населения США, то в 2010 году  уже только 65% [1]. По оценкам американских экспертов, к 2050 году выходцы из Европы перестанут быть большинством в стране, которая по инерции все еще подчеркивает свои европейские корни. И эта тенденция необратима, если судить по приведенной ниже диаграмме, которая иллюстрирует долю «цветных» граждан США в приросте населения по десятилетиям, начиная с середины прошлого века [2].



Диаграмма 1.



Доля «цветных» граждан в росте населения США, 1950  2000-е годы (92%).



Патриоты Америки против империи



Соответственно изменились показатели расовых и этнических различий в возрастных группах (данные 2010 года) [3].



Диаграмма 2. 






А если посмотреть на географическое распределение «цветных» детей в возрасте до 1 года, рожденных в 2010 году (Диаграмма 3), то можно представить, какими будут США через 25 лет, когда эти дети войдут во взрослую жизнь и начнут создавать собственные семьи [4].



Диаграмма 3.



«Цветные» дети, рожденные в 2010 году






Продолжающие прибывать в страну новые «цветные» иммигранты предпочитают селиться преимущественно в так называемом "солнечном поясе", к югу от широты Нью-Йорка и на западе США. Поэтому зона преобладающего «цветного» населения постепенно расширяется в направлении с юга на север и с запада на восток. Таким образом, к концу нынешнего столетия белые американцы будут вытеснены в северо-восточный «медвежий угол». Поскольку «цветные» селятся, как правило, в пригородах, то белые окажутся в положении осажденных в городах-резервациях, при этом все еще составляя большинство в административном аппарате и тем самым ассоциируясь в глазах «цветных» с управленческой верхушкой, ответственной за все проблемы, с которыми сталкивается в своей жизни небелое население.



До прихода в Белый дом Барака Обамы декларируемые равные возможности американцев оказывались в замкнутом кругу нерешаемых проблем: разница расовых и этнических групп в уровне образования влекла за собой разницу в социальном положении, что, в свою очередь, определяло условия для получения образования новыми поколениями. Поэтому, несмотря на формальное отсутствие в США расовой и этнической дискриминации, в 2009 году белые были и все еще остаются непропорционально высоко представленными в престижных или высокооплачиваемых сферах трудовой деятельности [5]:



 




Сфера занятости



(средняя зарплата в год)




Белые



%




Черные



%




Латинос



%




Азиаты



%




Индусы



%




Государственный аппарат



(73 000 $)




79.3




11.7




5.7




2.8




0.5




Дипломированные специалисты



(55 000 $)




69.6




16.4




7.4




6.0




0.6




Вспомогательный офисный персонал



(35 000 $)




62.5




20.4




12.9




3.5




0.7




Квалифицированные рабочие



(33 000 $)




71.0




15.9




9.9




2.4




0.8




 


Опасность увязки в общественном сознании американцев классовых противоречий с разницей в цвете кожи подтолкнула нынешнюю администрацию Белого дома к беспрецедентному решению ввести в практику формирования государственного аппарата США такое новшество, как принуждение работодателей к тому, чтобы при приеме на работу приоритет отдавался «цветным» соискателям рабочих мест.



С этой целью в августе 2011 года Барак Обама направил в государственные ведомства директиву № 13583 [6], которая ввела в действие «Скоординированную общеправительственную инициативу по стимулированию многообразия и включенности в федеральном трудоустройстве» (A Coordinated Government-wide Initiative to Promote Diversity and Inclusion in the Federal Workforce), а также План по ее реализации в 2011 году [7]. В развитие этой инициативы отдельное внимание было уделено привлечению на государственную службу испаноязычных граждан [8]. О выполнении директивы все министерства и ведомства должны отчитываться перед специально созданным Офисом многообразия и включенности (Office of Diversity and Inclusion). Чтобы не привлекать особого внимания общества к существующему дисбалансу в расовой и этнической принадлежности государственных служащих, в директиву президента были включены традиционные для Демократической партии США положения, призывающие работодателей обеспечивать равные возможности также для женщин, геев и лесбиянок.



В будущем это может вызвать серьезные осложнения. Равенство возможностей при наборе персонала априори подразумевает отказ от рассмотрения кандидатур с точки зрения их расового и этнического происхождения. Во внимание должны приниматься только личные и профессиональные качества соискателя: соответствуют ли уровень его образования, опыт, особенности ума, характера и здоровья задачам, которые ему предстоит решать на той или иной должности. Эти качества не даются человеку от рождения. При желании он способен их приобрести, развить или изменить. Цвет кожи и национальность родителей человек изменить не может. Таким образом, президентская директива, вроде бы направленная на реализацию конституционного принципа равенства граждан, на практике нарушает его. Причем впервые в истории Соединенных Штатов дискриминируемой оказывается этническая группа, которая основала эту страну и дала человечеству модель демократии, исключающую саму идею этнической или расовой дискриминации. 



Особенно больно директива Барака Обамы ударила по белым мужчинам, которые при всех остальных равных условиях оказываются последними в очереди на занятие государственной должности. Их реакция не заставила себя долго ждать. 



По данным правозащитной организации "Южный центр правовой защиты нищеты" (Southern Poverty Law Center - SPLC), с 2008 года в США начался стремительный рост количества организаций правых радикалов, которые входят в так называемое Патриотическое движение, а также белых расистов, нацистов и неофашистов. Этот процесс сопровождается таким же стремительным ростом количества членов военизированных групп под названием "Милиция" (Militia). 



По оценке экспертов SPLC [9], за время президентского правления Барака Обамы количество таких групп и организаций выросло почти в 10 раз, ежегодно увеличиваясь вдвое (см. Диаграмму 4). 



Диаграмма 4.



Количество активно действующих организаций Патриотического движения (отмечены красным цветом) и их вооруженных формирований (отмечены серым)






Не представляя собой пока что единой организации, "милитанты" объединены идеей о праве граждан, отдельных общин и американского народа в целом на самозащиту. Восьмая секция 1-го параграфа Конституции, 2-я Поправка к ней и Кодекс США действительно предусматривают возможность самоорганизации американцев с личным оружием в отряды добровольцев (Militia), которых Конгресс и местные власти имеют право использовать в случае необходимости поддержать действие законов на какой-либо территории, подавить восстание внутри страны или отразить внешнюю агрессию. При этом Кодекс предусматривает существование как "организованной милиции" (Национальная Гвардия и Морская Милиция), так и "неорганизованной" (the unorganized militia), которая может состоять "из всех годных к службе граждан США - мужчин в возрасте от 17 лет и более, но не старше 45 лет, которые выразили или выразят желание присоединиться" [10]. 



Тем не менее легальность существования "милиции", создаваемой по инициативе Патриотического движения, - это одно, а ее деятельность - это другое. Пока что "милитанты" заняты в основном обучением граждан владению огнестрельным оружием, а также оказанием помощи властям в чрезвычайных ситуациях и в борьбе с нелегальной иммиграцией, особенно на границе с Мексикой. Однако "добровольных помощников" подозревают и в проведении самостоятельных операций по уничтожению нелегальных иммигрантов из засад на путях их проникновения в США, о чем, как сообщают правозащитники, американская пресса предпочитает умалчивать. 



В 2009 году "неорганизованная милиция" привлекла внимание ФБР и Департамента внутренней безопасности США (Department of Homeland Security). Они подготовили для правительства закрытый доклад под длинным названием "Правый экстремизм: современная экономическая и политическая ситуация питают возрождение, радикализацию и пополнение рядов" [11]. 



Хотя спецслужбы пока не выявили признаков подготовки правых к осуществлению силовых акций против правительственных чиновников и учреждений, как это случалось в 90-х годах, они предупреждают руководство США, что затянувшееся после избрания первого темнокожего президента снижение уровня жизни американцев и рост безработицы способствуют притоку новых членов в экстремистские организации. Многие граждане США крайне негативно воспринимают политику нынешней администрации в сфере управления иммиграцией, предоставления нелегальным иммигрантам гражданства, а также расширения социальных программ для этнических и сексуальных меньшинств. К тому же правые объясняют экономический кризис "заговором финансовой элиты", что подкрепляет антисемитские убеждения части американцев и является дополнительным фактором роста численности экстремистских организаций. 



На этом фоне со стороны части белого населения растет недоверие к правительству из-за его планов ввести дополнительные ограничения на право граждан США владеть личным оружием. Такие планы воспринимаются правыми радикалами как подтверждение слухов о намерении правящей элиты продолжать наступление на гражданские права и свободу американцев и как подготовка условий для подавления сопротивления граждан "заговору по захвату власти в США" со стороны, как они считают, ставленников "мирового правительства". 



По мнению авторов доклада, если экономическая ситуация не улучшится, эта тенденция будет развиваться. И она становится все более угрожающей по мере возвращения домой американских военных, принимавших участие в развязанных Соединёнными Штатами войнах в Ираке, Афганистане и в других вооруженных конфликтах. Озлобленные, испытывающие трудности с возвращением к нормальной жизни и в то же время получившие опыт боевых действий, привыкшие убивать и рисковать собой ветераны уже начали массово пополнять ряды правых экстремистов. Часть из них попала под влияние пропаганды Патриотического движения и, не вступая в его ряды, может вынашивать планы бороться с правительством в одиночку (т.н. shadow wolves, что можно перевести как "волки-призраки"). Это представляет особую опасность, так как выявить террористов-одиночек значительно труднее, чем контролировать деятельность организованных группировок.



В докладе правительству спецслужбы США вынуждены признать, что используемая Вашингтоном в других странах тактика поддержки проамериканской оппозиции, провоцирования массовых беспорядков и организации государственных переворотов с помощью социальных интернет-сетей теперь начинает действовать, как бумеранг, внутри самих Соединенных Штатов. Правые экстремистские организации в США взяли ее на вооружение для набора новых сторонников и формирования радикального, оппозиционного правительству движения без четко выраженной организационной структуры.



Что именно ФБР и Департамент внутренней безопасности США посоветовали в связи с этим президенту, неизвестно. Эта часть доклада осталась закрытой для публики.



В каком направлении Патриотическое движение в США будет развиваться, в какой мере оно может дрейфовать в сторону нацизма и фашизма и как это отразится на внешней политике США, если правый радикализм будет набирать силу? Чтобы ответить на эти вопросы, надо присмотреться к идейным основам американских национал-патриотов и попытаться увидеть, что их роднит и что отличает от сторонников национал-социализма в его американском варианте. 



 



«Что посеешь, то и пожнешь», - гласит народная мудрость. Закон воздаяния начинает неотвратимо настигать Соединенные Штаты Америки. Говорят, что этот закон действует циклично, с периодом в семь десятилетий. Большевики, например, через 70 лет выродились из оплота Советской власти в правящую прослойку, предавшую Советский Союз. Патриотическое движение в США, которое правящая американская элита взращивала в 50-х годах прошлого века как ударную силу антикоммунизма и антисоветских акций,  превращается теперь в угрозу для самой этой элиты.



В США действует более 800 организаций, которых публицисты и политологи традиционно относят к Патриотическому движению, например: «Лига Юга», Комитет политического действия «Американцы за легальную иммиграцию», Мичиганская милиция, Общество Джона Берча, Партия Конституции. Особый интерес представляет новая, но быстро растущая организация «Хранители присяги» ("The Oath Keepers"), которая рекрутирует в свои ряды действующих и бывших военнослужащих армии, спецслужб и полиции, готовых, когда потребуется, решительно выполнить присягу защищать Конституцию США, если правительство в своих действиях выйдет за ее рамки.



Все эти организации никак не объединены, очень разношерстны по политическим взглядам и мировоззрению, но их члены (а их сотни тысяч) имеют ряд общих убеждений, что позволяет говорить о некой «патриотической доктрине». Американские патриоты считают, что есть ряд ценностей, которые любое правительство США и каждый гражданин этой страны обязаны уважать и защищать.

В первую очередь к таким ценностям относится американская исключительность (American exceptionalism).



Эта своеобразная идеология основана на  том, что США были созданы как первая в мире страна свободных и равноправных граждан и общин; страна, Конституция которой ограничивает вмешательство правительства в жизнь граждан и в отношения между ними. А потому Америка, по мнению патриотов,  в силу «первородства» наделена «миссией» нести свободу другим нациям.  



Тем не менее, в отличие от Демократической и Республиканской партий, большинство организаций Патриотического движения считает, что насаждать демократию за границей США не должны. Они выступают против вмешательства американского правительства в дела других государств под предлогом их «демократизации» и уж тем более  против вооруженной агрессии с этой целью. Американский народ, по их мнению, может и должен влиять на другие нации и государства только собственным примером.



Акцент на индивидуальных правах граждан и на правах народа в целом привел часть организаций Патриотического движения к тому, что они в той или иной мере выступают против регулирования государством экономической жизни американцев и против налоговой системы как таковой. Патриоты считают, что граждане США лишены возможности контролировать, как собранные с них деньги затем используются правительством. Значительная часть американских патриотов выступает против агрессивных войн США за кордоном и вмешательства Вашингтона в вооруженные конфликты в других странах. Ведь впервые правительство североамериканских штатов обложило американцев налогами именно для получения средств на ведение Гражданской войны. С тех пор огромная часть собираемых с граждан налогов продолжает идти на войны США за рубежами страны, в то время как прибыли от захвата чужих богатств и выполнения для этого военно-промышленным комплексов заказов правительства оседают в карманах правящей финансово-промышленной верхушки.



Американские патриоты полагают, что агрессивная политика Вашингтона за рубежом ведет к тому, что другие нации начинают ненавидеть американцев и пытаться наносить им удары в ответ, как это случилось 11 сентября 2001 года.



Соответственно, американское правительство вынуждено ограничивать права граждан США «в интересах национальной безопасности», что лишает американский народ свободы - его главного завоевания в войне против британского владычества. Значительная часть членов Патриотического движения к тому же подозревает, что трагедия 9/11 была организована некими силами внутри правящей элиты США, чтобы поставить американцев под контроль «мирового правительства», к созданию которого ведет финансовая олигархия.



По этой же причине Патриотическое движение выступает против Федеральной резервной системы США. ФРС, по мнению американских патриотов, превратилась в монстра, не контролируемого ни Конгрессом, ни правительством. Более того, представляя собой группу крупнейших частных банков, их владельцев, ФРС поставила финансовую систему США, а значит – и всю страну под контроль международного капитала. Многие, если не большинство американских патриотов полагают, что под влиянием этого лобби правительство США зачастую ведет войны за границей в интересах определенной страны и определенной идеологии, а не Соединенных Штатов. Платить же за это приходится всем американцам.



Особое значение в Патриотическом движении придается десяти первым поправкам к Конституции, известным как Билль о правах. Его инициатор Томас Джеферсон в 1787 написал: «Билль о правах – это то, что наделяет людей правом действовать против любого правительства, в целом и в частности, и что ни одно справедливое правительство не должно отклонять или откладывать на рассмотрение». При этом патриоты подспудно подразумевают, что Конституция США в своем оригинале наделяет равными правами только «белых мужчин, владеющих собственностью» [1]. Поправки к ней, уравнявшие в правах всех граждан, были введены в действие столетие спустя после принятия Конституции и, как полагают патриоты, под влиянием тех сил, для которых традиционные американские ценности (европейская культура, свободный производительный труд, а не биржевые и банковские спекуляции, христианская религия, крепкая семья, а не шабаш содомитов и т.д.) были и остаются чуждыми.



Не менее важным и объединяющим патриотов является вопрос национального и государственного суверенитета США.  Под этим они подразумевают, что ни одна другая нация, государство или международная организация не должны диктовать их стране свои условия. Поэтому Патриотическое движение негативно относится к участию США в ООН и других международных организациях, включая ВТО и МВФ, поскольку они накладывают на национальные правительства определенные ограничения и, как полагают патриоты, тем самым способствуют подчинению США внешним силам. Будучи озабоченным защитой суверенитета своей страны, Патриотическое движение внимательно следит за тем, чтобы правительство США не оказалось под контролем враждебных США государств или организаций. Ранее таковыми считались Советский Союз и международное коммунистическое движение (откуда и «охота на ведьм» времен маккартизма). Теперь же в центре внимания патриотов - израильтяне и исламисты, международные финансово-промышленные группы, сторонники глобализации и мультикультурализма.

 

К России и Китаю они продолжают сохранять недоверие, опасаясь российско-китайского альянса против США, но часть американцев полагает, что Москва и Пекин сами являются жертвами заговора «мирового правительства», а потому, в принципе, могут стать партнерами американского Патриотического движения, если продемонстрируют свою готовность бороться с этим «правительством», защищая свой государственный суверенитет и национальную идентичность.



Патриотическое движение имеет много общего с организациями так называемых «белых националистов», «белых сепаратистов», сторонников идеи превосходства белой расы и национал-социалистов. Таких насчитывается в США более 600 (например, «Национальный альянс», «Американское возрождение», «Арийские нации», «Американский фронт», «Американская нацистская партия»,  «Объединенные европейские американцы» и т.д.).



Почти миллион американцев – членов этих организаций убеждены, что цветные сограждане от природы уступают выходцам из Европы по умственным качествам. При этом они ссылаются на исследования американских ученых, которые якобы определили, что в среднем интеллектуальный коэффициент белых при любых обстоятельствах остается на 10% выше, чем у цветных.



Так это или не так, но многие белые родители в США не хотят, чтобы их дети учились в школах вместе с детьми из негритянских и латиноамериканских семей. Не потому, что взрослых не устраивает цвет кожи одноклассников их чад, а потому, что школьные программы пишутся из расчета на уровень развития цветных детей. В результате страдают белые дети. Они утрачивают свои главные преимущества в соревновании за места в престижных университетах и в конкуренции на рынке труда в целом. Такими преимуществами выходцев из Европы раньше был более высокий уровень образования, обычное для европейцев стремление к дальнейшей учебе, традиционное для европейской культуры и воспитываемое в христианских семьях отношение к труду как основному источнику благосостояния.Американская школьная система уравняла белых с цветными не только в правах, но и в уровне развития и воспитания, что тем более скажется в условиях, при которых афро- и латиноамериканцы на уровне официальной политики получили приоритет при приеме на работу.



Конечно, более низкие способности к учебе и асоциальное поведение цветного населения США можно объяснить изначальной разницей в социальном положении семей белых и цветных американцев. Эта разница нивелируется лишь в третьем поколении. Но как бы то ни было, падение уровня образования в США уже дошло до черты, которая угрожает не только национальной безопасности этой страны, но и безопасности других государств мира в целом.  По мере заполнения вакансий в американских ведомствах цветными гражданами и белыми недоучками падает средний уровень профессионализма государственного аппарата США. В 2010 году в статье «От надежды к дерзанию» Збигнев Бжезинский сформулировал эту проблему следующим образом: «Как могут люди, не знакомые с географией или историей иных государств, хотя бы на элементарном уровне понять те геополитические дилеммы, с которыми Соединенные Штаты сталкиваются…? …В этом контексте демагогически сформулированные решения становятся более привлекательными, особенно в критические моменты» [2].



Таким образом, озабоченность членов Патриотического движения и «белых националистов» судьбой страны и своих детей в условиях стремительной утраты Соединенными Штатами «европейскости», видимо, имеет под собой основание. Белое население США терпимо относилось к политике многокультурности «либерастов», пока было в подавляющем большинстве.



Теперь же, когда американский «плавильный котел», как и в Европе, перестал «варить кашу» из разных культур, когда расовые и этнические меньшинства во многих регионах страны перестали перенимать язык и образ жизни выходцев из Европы, когда они в скором времени уже неизбежно превратятся в большинство, позиция белых американцев с такой же неизбежностью будет становиться все более радикальной. Этот процесс будет к тому же стимулироваться христианскими общинами, которые видят в укреплении позиций атеизма и ислама в США угрозу не столько для церкви, сколько для этических основ американского общества.



Поэтому Патриотическое движение в США, вероятно, будет все больше сближаться с организациями «белых националистов», хотя вряд ли пойдет на альянс с национал-социалистами, для взглядов которых характерно подчеркивание роли государства как панацеи от всех социальных и экономических бед. Нацисты тоже выступают против потакания цветной части американского общества и за усиление борьбы с нелегальной иммиграцией, против военных авантюр Вашингтона и за возвращение американских военных на родину. Как и «патриоты», они полагают, что американская правящая элита находится под влиянием сил, которые планируют установить диктат «мирового правительства», для чего им надо лишить американское общество европейского расового и этнического самосознания. Однако, в отличие от «патриотов», нацисты рассчитывают остановить этот процесс путем установления «власти белых» (White Power), то есть в форме диктатуры «белого правительства», что входит в противоречие со стремлениями «патриотов» сохранить индивидуальную свободу граждан США и свободу местных общин от гипертрофированного вмешательства государства.



Конечно, дело самих американцев решать, как строить межрасовые и межэтнические отношения и каким должен быть баланс в отношениях между гражданином и государством. Однако тенденции в американском обществе наталкивают на некоторые размышления.



Патриотическое движение и «белые националисты» не хотят установления «нового мирового порядка» по сценарию «глобализаторов», в котором США отводилась бы роль «мирового жандарма». Американским патриотам не хочется, чтобы их дети служили в легионах на границах империи, когда их собственной стране угрожает хаос межрасового и межэтнического конфликта. Они выступают против развязывания Вашингтоном войн и использования американской военной силы за рубежом, будь то в интересах крупного капитала или под влиянием, как они полагают, этнического лобби. Всё это совпадает с интересами тех сил, которые в разных странах мира противостоят «глобальной элите». Хотя и с разных сторон, но эти силы уже приходят к выводу о необходимости содействовать усилению и активизации Патриотического движения в США - хотя бы морально, хотя бы с помощью Интернета и социальных сетей. Да мало ли есть способов…  



Чем больше будет влияние Патриотического движения на умы белых американцев, чем больше будет расти недоверие американских патриотов к своему правительству, тем больше Вашингтон будет вынужден уделять внимание внутренним проблемам, усмиряя свою имперскую склонность к военным авантюрам за кордоном и к вмешательству в чужие дела. Это в интересах американского народа. И в интересах России, Украины, других стран СНГ... Это, если угодно, новая основа широкого международного взаимодействия.



Да, всё-таки закон возмездия  такая штука, которая действует неотвратимо. Рано или поздно, за всё приходится платить. Даже Америке.








Примечания (ко второй части):



1. “The “consent of the governed“ meant propertied white men only“ (http://www.aclu.org/racial-justice_prisoners-rights_drug-law-reform_immigrants-rights/bill-rights-brief-history)

2. Цит. по Збигнев Бжезинский, От надежды к дерзанию, "Россия в глобальной политике". № 1, 28 января 2010//http://www.globalaffairs.ru/number/n_14571



 



 



Примечания



1. U.S.Census Bureau, Cumulated Estimates of the Components of Resident Population Change by Race and Hispanic Origin for the United States: April 1,2000 to July 1,2009 (NC-EST2009-05), June 2010 /http://www.census.gov.



2. http://www.brookings.edu/opinions/2011/1220_census_demographics.aspx



3. http://www.brookings.edu/opinions/2011/0826_census_race_frey.aspx



4. Там же.



5. http://www.eeoc.gov/eeoc/statistics/employment/jobpat-eeo4/2009/



6. http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2011/08/18/executive-order-establishing-coordinated-government-wide-initiative-prom



7. http://www.opm.gov/diversityandinclusion/reports/GovernmentwideDIStrategicPlan.pdf.



8. http://chcoc.gov/transmittals/TransmittalDetails.aspx?TransmittalID=4266#A1



9. http://www.splcenter.org/get-informed/intelligence-report/browse-all-issues/2012/spring/the-year-in-hate-and-extremism



10. http://uscode.house.gov/ (параграф 10, секция 311, статья 13).



11. http://www.wnd.com/images/dhs-rightwing-extremism.pdf



  Внимание! Материал представляет собой не агитацию, а научный анализ.


   Голосуем
нравится0
не нравится0
00



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Природные чудеса России

Природные чудеса России

Нерукотворные российские достопримечательности, о которых вы, возможно, не знали.
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Опасны ли ГМО?
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика