Авторизация
29 марта 2024 (16 марта ст.ст)
 

Государево предвидение


…Весенним утром гладь воды подернута легкой рябью. Гордые красавцы корабли встали на рейде, и взметнулись в простор неба Андреевские стяги. Чуть покачиваясь над волнами, готовится выйти в поход первый боевой линкор флота российского. Команда волнуется, капитан придирчиво проверяет каждый дюйм палубы, каждую складочку на форме моряков. 



На набережной уже собрались толпа одетых в заморские шелка горожан, важные иноземные мастера, дворовая челядь – все ждут главного Плотника. Стремительными шагами врывается он на трап корабля, свита еле поспевает, где бегом, где подскоком. Взмахом руки рубанул воздух: «Отдать швартовы!» 



Ветер рванул паруса, взлетели на реи матросы. Величавый линкор начинает свой долгий путь к победе Русской армии в Северной двадцатилетней войне. Это потом будет триумф под Полтавой и легендарное сражение при Гангуте… А сейчас год 1700-й, место действия – Воронеж. 



- Никто ныне и представить себе не может, что наш город в конце XVII - начале XVIII века держал пальму первенства в Государстве Российском. Даже эмблемой Воронежа на тот момент стало изображение трёх пальм на трёх горах и девиз «Со временем», что означало «современный, развитый город»! – говорит Валерий Расторгуев. - С 1695 по 1700 год здесь родилась и состоялась русская судостроительная школа, работали заводы, открылась первая математическая школа (в 1701 году переведена в Москву). Был создан Андреевский флаг, а также штандарт первого лица государства. Производилось различное вооружение – фузеи, шпаги, пики, пушки. В 1699 году у турецкого флота, к примеру, были ещё каменные ядра, а в Воронеже уже разработали зажигательные бомбы и около пятидесяти видов ядер. В Таганроге и Санкт-Петербурге у артиллерийского музея до сих пор стоят пушки с воронежскими клеймами (WORONEZ). 



Такой интерес военного моряка Валерия Расторгуева к истории нашего города не случаен. Ведь именно благодаря архивным находкам, сделанным им, мы можем не только представить себе быт воронежцев эпохи Петра I, но и попытаться воссоздать часть историко-культурного комплекса – Адмиралтейский двор и первый линейный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). 



- Уровень нашей культуры в последние десятилетия заметно снизился. Причиной тому – короткая память народа и неоценённость подвига воронежцев в истории государства, – с горечью замечает мой собеседник. – А тем не менее, они построили не просто тысячу военных кораблей и вооружённых судов - здесь, на нашей земле, предки построили Военно-морской флот как систему защиты государства. 



Я уж не говорю о тех изобретениях, за которыми охотились многие иноземные шпионы того времени. Впервые в мире в Воронеже были разработаны и внедрены шлюзовые системы и плавучие доки. Благодаря разработке приглашенного на царскую службу английского инженера Джона Пери зеркало воды в реке Воронеж удавалось поднять до современного уровня нашего водохранилища (4-5 метров), что позволяло строить и перегонять корабли с осадкой до четырёх метров. 



После 1711 года воронежские корабли не были сожжены, вопреки расхожему мнению, а законсервированы особым образом (построены специальные крыши), что являлось достижением, позволявшим в любой момент иметь боеспособный флот. 



Трудно даже осознать, что в то время в Воронеже и его окрестностях работало более 60 заводов и фабрик, проживало до 180 тысяч мастеров и работного люда, обеспечивавших строительство флота (для сравнения – в Москве всего 27 тысяч человек). В город на несколько месяцев перемещался весь государственный двор России, а некоторые первые лица государства содержали до трёх дворов. Александр Меншиков имел здесь три дворца, один из них – Зелёный дворец - загородная резиденция с прудом, вольерами для животных и экзотических птиц. У Петра I было не менее четырёх дворцов: один на Петровском острове (Адмиралтейский двор), остальные - в районе Устья, в Павловске, Таврово, на государственной верфи. 



Воронежская публика в то время была самой богато одетой, так как Пётр уделял много внимания внешнему виду воронежских мещан. Сюда выезжали портные из Франции, Германии, Голландии, завозились лучшие материалы. 



- Обнаружено более 20 неопубликованных документов, описывающих сколько видов шуб, кож, немецких штиблетов поставлялось в Воронеж, – продолжает свой рассказ Валерий Иванович.– Так, в одном документе сказано: «Шубы не успеваем шить, потому что не подвезли меха голландские»… Самым бедным крестьянам платили до 10 денег в день (5 копеек). При этом на одну копейку можно было купить 4 зайца или 14 килограммов рыбы, или 1000 гвоздей. 



Также документы свидетельствуют о том, что Адмиралтейский двор уже в 1700 году был каменным, а напротив Успенского Адмиралтейского храма стояли парадные резные ворота, покрытые золотом. Именно на них были установлены одни из первых общественных башенных часов с пятью музыкальными колоколами. 



Известные историки долгое время утверждали, что русские мастера не знали чертежей и работали на глаз. Это не так. 



Валерием Расторгуевым среди прочих архивных документов обнаружено описание Воронежской верфи конца XVII века, в котором сказано: «В Воронеже большую светлицу построить с деревянными полами для черчения кораблей», - то есть была и своя чертёжная мастерская. Например, крепость Кроншлот (Кронштадт) строилась для защиты Санкт-Петербурга с моря по деревянной модели и чертежу, изготовленным на Воронежском адмиралтейском дворе в 1703 году. 



К сожалению, когда встал вопрос о реконструкции историко-культурного комплекса «Адмиралтейская верфь», выяснилось, что документов и чертежей Петровской эпохи практически не сохранилось. Так, до сих пор не найдены и подлинные чертежи «Гото Предестинации». 



- Это не просто какой-то там корабль! - продолжает Валерий Иванович. – С его постройкой воронежцы создали научно-технический потенциал государства. Русский историк флота А.В. Висковатов писал: «…мастера Воронежского адмиралтейства могут почесться праотцами всех мастерств и художеств, водворённых и постепенно усовершенствованных в России». «Гото Предестинация» строился по собственноручным петровским чертежам русскими мастерами Федосеем Скляевым и Лукьяном Верещагиным. 



Хочу подчеркнуть, что Петровскую эпоху хотели увековечить ещё в 1832 году, когда горожане собирали деньги на создание музея Петра Великого, и сюда были переправлены картины, чертежи и портреты тех людей, которые участвовали в судостроении. 



Во всех начинаниях по преобразованию России, строительству флота и армии Петр I получал полезные рекомендации своего наставника - Великого архиерея Митрофана Воронежского. Митрофан одобрял планы Петра I по созданию флота и считал их спасительными для Русского государства. Неоднократно жертвовал большие суммы денег на корабельное дело. 



Так, накануне спуска линкора «Гото Предестинация» на воду 25 марта 1700 года царь, находясь на празднике у Митрофана со своей свитой, вероятно, высказал ему нужду в деньгах. И Митрофан немедля внёс в казначейство Воронежского адмиралтейства «на жалованье ратным людям» 4 тысячи рублей. За усердие и безупречность в любви к своему Отечеству он был пожалован двумя похвальными грамотами царя. 



Узнав о смерти Митрофана в ноябре 1703 года, Петр I прибыл в Воронеж для его похорон со всем царским синклитом, морскими офицерами, корабельными мастерами и своими государевыми певчими. Когда духовенство готовилось поднять гроб с телом святителя, Петр I обратился к свите и сказал: «Стыдно нам будет, если мы не засвидетельствуем нашей благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести; итак вынесем тело его сами». 



И, взяв гроб вместе с офицерами флота, нёс его из собора до усыпальни, где после обряда отпевания царь снова поднял гроб с офицерами и опустил его в могилу. После чего сказал: «Не осталось у меня такого святого старца». 



В наши же дни губернатор Алексей Гордеев инициировал создание историко-культурного центра «Адмиралтейская верфь». 



По результатам конкурса проектов создана концепция комплекса, разработан аванпроект с привлечением общественности, в котором заложено создание музея Военно-Морского флота, стилизованного под цейхгауз, мастерских по изготовлению макетов кораблей, парковой зоны. Также предполагается восстановление яхт-клуба, постройка торгового комплекса в районе Речного рынка и спорткомплекса. Корабль «Гото Предестинация» будет построен с применением новых технологий, с максимальным сохранением историчности. 



В июне в Павловске губернатор принял участие в торжественной церемонии закладки корабля – точной копии первого 58-пушечного линейного корабля Российского флота «Гото Предестинация». Доверено построить корабль к весне 2012 года судостроителям «Павловского судостроительно-судоремонтного завода».



Автор: Марина Баженова 



Источник: газета «Коммуна», №114 (25742)


   Голосуем
нравится0
не нравится0
+11



Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Оставить комментарий
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Случайно
Остров, хранящий Россию. Псковская епархия перекрасила царские врата старца Николая Гурьянова.

Остров, хранящий Россию. Псковская епархия перекрасила царские врата старца Николая Гурьянова.

Было это 24 августа 2010 года, в день блаженной кончины Старца Всея Руси, Талабского затворника и Царского служки Николая (Гурьянова).
  • Выбор
  • Читаемое
  • Комментируют
Опрос
Кем, по-Вашему, является старец Григорий Распутин?
Подписка на новости
Посетители
счетчик

 

Яндекс.Метрика